интонации, заимствуют из их словаря ключевые фразы (первую фразу, с которой начинается контакт с
пациентом, последнюю фразу с заключительными обобщающими формулировками). По мере
накопления опыта профессионального общения молодой врач уже осознанно начинает использовать
разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с больным. Чем больше стаж работы
врача, тем больше внимания он уделяет психологическим аспектам диагностического и
терапевтического процесса, повышению уровня коммуникативной компетентности,
во многом
обеспечивающей эффективность профессионального взаимодействия.
Профессиональная адаптация. Адаптация молодого врача к профессиональной деятельности
занимает около двух лет. Как правило, это время необходимо для того, чтобы почувствовать себя
уверенно в новой социальной роли, выработать индивидуальный профессиональный «имидж»,
приобрести определенный репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных
ситуациях. В начале самостоятельной работы молодой врач обычно еще не чувствует себя вполне
уверенно, ориентируясь на более опытных врачей, к помощи которых прибегает в сложных или
ответственных случаях. Продолжается поиск информации, тренировка профессиональных навыков с
получением обратной связи (одобрения, поощрения со стороны старших), интенсивное общение с
молодыми начинающими коллегами, обеспечивающее эмоциональную поддержку. Этот
познавательный элемент профессиональной адаптации можно обозначить как совершенствование
профессиональных знаний, умений, навыков.
Другой, эмоциональной составляющей профессиональной адаптации врача является выработка
навыка определения той степени эмоциональной «включенности» больного, которая необходима в
каждом конкретном случае профессионального общения. Этот компонент адаптации связан с эмпатией,
с «дозированием» эмпатической вовлеченности в процесс межличностного взаимодействия с больным.
В первые годы самостоятельной профессиональной деятельности молодой врач в стремлении как
можно лучше помочь больному переживает повышенную ответственность за свои действия вследствие
недостаточной уверенности в своем профессионализме, испытывает чрезмерные эмоциональные
нагрузки. Избыточная эмоциональная «включенность» в переживания больного, повышенный уровень
тревоги как реакция на ситуацию неопределенности, неуверенность, опасения и настороженность в
отношении возможных последствий, приводят к хроническим эмоциональным перегрузкам. Снижаются
адаптивные и компенсаторные возможности. Вследствие постоянного переутомления возможны
снижение иммунитета, частые простудные заболевания, обострения хронических соматических
расстройств. Возникает «синдром эмоционального сгорания» как специфическая профессиональная
деформация лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с пациентами при оказании
медицинской помощи.
«Синдром эмоционального сгорания» субъективно проявляется в чувстве психического
истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия: врач уже не
может полностью отдаваться работе, как это было прежде, снижается самооценка, деятельность
субъективно воспринимается как недостаточно успешная. Возможно появление негативного отношения
к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Взаимодействуя
с больным, врач перестает принимать во внимание психологические феномены, связанные с
заболеванием внутреннюю картину болезни пациента с ее сложной структурой, формирующиеся
механизмы психологической защиты и копинг-поведение, не реагирует на тревогу пациента, не
замечает его депрессивных, суицидальных тенденций. В высказываниях врача о своих больных могут
появиться цинизм, холодное равнодушие и даже враждебность. Этот своеобразный «кризис» врачебной
деятельности может повторяться время от времени. Больные перестают обращаться к врачу за
помощью, иногда предпочитая менее опытных и компетентных, но более доброжелательных. В период
подобного кризиса врач нуждается в отдыхе, перемене деятельности, психологической «разгрузке»,
участии в профессиональных тренингах или в психотерапевтической помощи. У врачей-женщин
эмоциональное истощение развивается в большей степени, чем у врачей-мужчин. «Сгорающих»
описывают как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, склонных идеализировать
окружающих людей. Одновременно это лица эмоционально неустойчивые, с колебаниями настроения,
интровертированные, лишенные достаточной степени эмоциональной поддержки.
При исследовании «синдрома эмоционального сгорания» были выделены три фазы. Первая
«фаза напряжения». Предвестником и механизмом, запускающим «синдром эмоционального сгорания»,
является фиксированное состояние тревожного напряжения, на фоне которого наблюдаются снижение
настроения, раздражительность (признак ослабления контроля за эмоциональными реакциями и
поведением в целом) и реакции депрессивного типа. Вторая фаза получила название «фазы
|