Navigation bar
  Print document Start Previous page
 389 of 541 
Next page End  

сопротивления». Этот этап связан с появлением защитного поведения по типу «неучастия», стремления
избегать воздействия эмоциональных факторов и тенденцией к ограничению собственного
эмоционального реагирования в ответ на самые незначительные психотравмирующие воздействия.
«Экономия эмоций», ограничение эмоциональной отдачи упрощает и сокращает процесс общения
«врач-больной», привнося в него черты поверхностности и формализма. Подобная форма защиты может
переноситься за пределы профессиональной деятельности, сокращая общение во всех сферах жизни,
что приводит к регламентированности и избирательности межличностного взаимодействия. Третья фаза
описывается под названием «фазы истощения». Она характеризуется снижением энергетического
тонуса, выраженными психовегетативными нарушениями. Отмечается снижение настроения с чувством
безнадежности, бесперспективности, повышенный уровень тревоги с признаками дезорганизации
психической деятельности (снижением памяти, нарушением концентрации внимания и др.), склонность
к соматизации в виде разнообразных соматических симптомов: различных болевых
ощущений,
нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других физиологических систем.
По мере накопления опыта врач обучается «дозировать» степень эмоциональной вовлеченности
в процессе профессионального общения. Эмоциональная «включенность» важна в начале общения с
больным, при установлении психологического контакта. В дальнейшем взаимодействии эмоциональные
компоненты общения могут быть значительно уменьшены. Интенсивность эмоциональных контактов с
пациентом повышается лишь на отдельных, наиболее значимых этапах диагностики и терапии: при
необходимости убедить больного пройти болезненную диагностическую процедуру, в случае принятия
решения о проведении операции, особенно, если существует вероятность неблагоприятного исхода.
Роль эмоционального взаимодействия возрастает в ситуациях возникновения угрозы жизни больного,
при общении с депрессивными пациентами, имеющими суицидальные тенденции, а также при
контактах с больными, перенесшими тяжелую психическую травму (смерть близкого человека, потеря
трудоспособности, развод).
Еще один компонент профессиональной адаптации связан с формированием «профессионального
имиджа» как важного инструмента врачебной деятельности. Один из наиболее значимых его элементов
— уверенное поведение врача, адекватное ситуации. При любых, самых неожиданных, опасных
ситуациях, как бы ни был врач шокирован, напуган, подавлен допущенной ошибкой, он не должен
показывать своей растерянности больному. Уверенный стиль поведения помогает сформировать у
больного «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности врача, его способность
контролировать ситуацию и определять прогноз, что позволяет пациенту сохранять веру в
благополучный исход событий. Уверенное поведение помогает обеспечить доверие больного, вселить в
него надежду, активизировать защитные и компенсаторные механизмы. Другими составляющими
«профессионального имиджа» являются характеристики невербального поведения: открытые позы,
располагающие к общению; коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на произведение
определенного впечатления; мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную
уверенность; межличностная дистанция, отражающая степень эмоциональной близости в каждый
момент общения в зависимости от поставленных тактических задач. Важен и внешний вид врача,
особенности его речи: доверительная, властная или спокойная, уверенная интонация, плавная, хорошо
построенная речь. Это повышает степень доверия к полученной информации и уверенность в
профессиональной компетентности врача.
Первая встреча врача и больного (этапы диагностического процесса). Психологическая
сторона отношений «врач-больной» важна на всех этапах диагностического и терапевтического
процессов, но особенно большое значение
она приобретает при первой встрече, установлении
психологического контакта, предшествующего диагностике и терапии. Оптимальный психологический
контакт, по литературным данным, на 40% обеспечивает успешность, эффективность межличностного
взаимодействия. Он может «теряться» в отдельные моменты коммуникации, и тогда врач, чувствуя
дистанцированность пациента, «ускользающего» от общения, вновь возвращается к установлению
психологического контакта с больным.
Контактная фаза общения. Это первый этап профессионального общения врача и больного. В
течение контактной фазы врач знакомится со своим пациентом, между ними устанавливается
психологический контакт, складывается первое впечатление друг о друге, формируются предпосылки
для последующего межличностного взаимодействия. Первое впечатление больного о враче во многом
определяет то, как пациент будет строить свои отношения с лечащим врачом, выполнять его
назначения, принимать лекарства, соблюдать диету и режим, какими будут представляться перспективы
выздоровления. Наиболее важная задача, стоящая перед врачом в контактной фазе взаимодействия с
Hosted by uCoz