экспертиза (Поляков). Важно выявить не только актуальное состояние личности и различных
психических процессов и психических состояний, но и прогнозировать возможность взрослого, юноши,
ребенка на будущее с учетом компенсаторных или декомпенсирующих аспектов.
Особую важность приобретает соотнесение дефицитарных проявлений психической
деятельности и сохранных ее сторон с требованиями врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-
педагогической сфер деятельности, а не только констатация их наличия (Корсакова).
Учитывая значение клинического психолога в экспертной практике, в свое время Станишевская
не без оснований предлагала выделить в качестве самостоятельного раздела психологии экспертную
клиническую психологию.
Участие клинического психолога во врачебно-трудовой экспертизе. Значение
психологического аспекта врачебно-трудовой экспертизы (или психологической трудовой экспертизы,
по Платонову) постоянно возрастает. Во-первых, в связи с увеличением числа лиц, проходящих этот
вид экспертизы, из-за продолжающегося ухудшения социально-экономического положения и
экологической обстановки в стране и, во-вторых, в связи с пониманием этого вида экспертизы как
одного из основных звеньев и этапов социально-трудовой
реабилитации. В современных лечебно-
реабилитационных программах определение профессиональных возможностей и рациональное
обучение (переобучение) и трудоустройство больного приобретают существенную роль в его судьбе. Не
случайно поэтому ряд авторов включают в психологическую трудовую экспертизу профориентацию,
профконсультацию, профотбор, профподбор и трудоустройство инвалидов. Поэтому, как теоретически,
так и практически, психологическая трудовая экспертиза выходит за рамки клинической психологии,
являясь разделом самостоятельной отрасли психологии психологии труда. Но и это имеет свои
обоснования: исторически психологическая трудовая экспертиза во всех своих формах проводится в
единстве с врачебно-трудовой и военно-врачебной экспертизой. Существует и другая тенденция
сузить понятие врачебно-трудовой экспертизы. Так, медицинскую профконсультацию не считают
частью врачебно-трудовой экспертизы, хотя и признают ее большое значение и связь с психологией
труда. Психические особенности в пределах так называемой нормы при врачебно-трудовой экспертизе
не принимают во внимание; склонность к той или иной профессии, призвание к определенному виду
труда, интеллектуальные способности, волевой и эмоциональный профиль человека всему этому не
придают или почти не придают роли при установлении трудоспособности. Едва ли с этим можно
согласиться, учитывая роль трудоспособности в системе жизненных отношений личности и ее
становлении. На значение личностных особенностей свидетельствуемого, направленности установки
индивида, его психических качеств при проведении врачебно-трудовой экспертизы в свое время
указывал еще Марциновский.
При врачебно-трудовой экспертизе наиболее важным аспектом деятельности клинического
психолога является получение объективных данных для функционального диагноза, составляющего
основу экспертного заключения. Значение последнего трудно переоценить. От него зависит не только
характер трудовой деятельности, но во многом и будущий жизненный путь больного, поскольку
правильное определение профессиональных возможностей и рациональное трудоустройство (как и
адекватно ориентированное профессиональное обучение) являются существенными факторами
клинического и социального восстановления. Как и в других случаях функциональной диагностики,
психолог в своем заключении обращает внимание не только на пораженные, но и на сохранные
функции с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной трудовой деятельности.
Психофизиологическая оценка характера предстоящей деятельности здесь также имеет большое
значение. Важную роль играет оценка выносливости в труде, быстроты и характера утомляемости,
лабильности волевого усилия. Особое место занимает изучение социально-трудовых установок
больного, индивидуальных склонностей. Необходим, с одной стороны, учет отношения
больного к
своему заболеванию, субъективная оценка им степени своих трудовых возможностей, с другой
отношения больного к известным ему профессиям, его личной социально-трудовой направленности и
возможностей ее коррекции.
Взаимопроникновение различных отраслей знания и необходимость комплексного решения
почти любого вопроса как медицинской, так и психологической трудовой экспертизы хорошо
иллюстрируется на примере медико-психологической профориентации и профконсультации
подростков. Они тесно связаны с педиатрией и школьной гигиеной. Для школьных врачей важнейшим
является учет состояния здоровья школьников и изучение их способностей к труду. Для школьного
психолога главной является система комплексной профконсультационной работы с подростками.
Конечно, вопросы профконсультации не могут решаться без совместной работы с врачами и
|