Рис. 5. Кривая забывания (по Эббингаузу).
Таким образом, механическое заучивание, «зубрежка» весьма мало эффективны. Гораздо более
эффективным является логически осмысленное запоминание. Во многих исследованиях показано, что
гораздо лучше запоминаются и воспроизводятся списки слов, поддающиеся естественной логической
группировке, осмысленные предложения, а не набор слов; слова, а не бессмысленные
слоги. Доля
воспроизведения осмысленного текста через 6 дней равняется примерно 70%. Поэтому важнейшим
условием эффективного заучивания является использование рациональных приемов запоминания, к
которым относится логическое осмысление, систематизация материала, составление опорного
конспекта, плана, разбивка материала на части, установление связей между этими частями.
Прочность запоминания во многом зависит от повторения. При этом количество повторений,
необходимых для заучивания, растет гораздо быстрее, чем объем информации (например, если
испытуемый за одно предъявление правильно воспроизводит 6-7 слогов, то для воспроизведения 12 ему
уже потребуется 16 предъявлений). Поэтому, заучивая большие объемы материала, их нужно делить на
части и заучивать по частям, соединяя затем в целое. Для успешного запоминания необходима
определенная организация запоминаемого материала, его заучивание, которое носит характер
целенаправленной деятельности. На эффективность заучивания положительное влияние оказывает
интерес, эмоциональная вовлеченность человека в заучиваемый материал, что обеспечивает высокий
уровень активации мозга и большую эффективность мнемической деятельности. При повторениях
заучиваемого возникает узнавание, и это создает ложное чувство знакомости, которое может создать
уверенность в том, что человек уже знает материал, прочно его усвоил. Между тем проверить по
узнаванию нельзя, можно проверить лишь полным самостоятельным воспроизведением.
Важными факторами успешного запоминания являются также: установка на длительное
запоминание и чередование разных по содержанию, непохожих видов деятельности, так как тем самым
снижается действие ретроактивного торможения. Оно проявляется в том, что деятельность, следующая
сразу после заучивания, оказывает тормозящее влияние, при этом уменьшается процент
воспроизведенной информации по сравнению со случаями, когда после заучивания следовал отдых или
деятельность, отличная, противоположная по содержанию и характеру от заучивания. При запоминании
действует так называемый краевой эффект, проявляющийся в том, что лучше запоминаются начало и
конец, информация, которая была в середине, запоминается хуже. В экспериментальной психологии
хорошо известен эффект Зейгарник, или эффект незавершенных действий. Этот эффект проявляется в
том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия; более того
незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершенные. Влияние на эффективность
заучивания оказывает также объем информации, не следует стремиться запоминать сразу большие
объемы информации, так как процент запомненного обратно пропорционален объему предъявленной
информации. Чтобы облегчить запоминание и увеличить объем запоминаемой информации, часто
прибегают к использованию специальных техник-мнемотехник. Вот
некоторые из них: установление
ассоциаций между заучиваемым материалом и элементами ситуации, обстановки («размещение
информации в пространстве»), создание образов при запоминании слов, перекодирование можно
использовать при запоминании цифр, слов, формул. Каждый со школьной скамьи помнит, как
заучивалась, например, последовательность цветов в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый), зашифрованная во фразе: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит
Фазан».
Процесс забывания протекает во времени неравномерно. Наибольшие потери происходят сразу
же после заучивания (как это видно также из кривой Эббингауза), в дальнейшем забывание идет
|