Navigation bar
  Print document Start Previous page
 420 of 541 
Next page End  

требующее учета при проведении исследования и интерпретации его результатов. Последнее
обстоятельство вызывает необходимость соотнесения обнаруживаемых особенностей психики с
характером содеянного (если оно относится к периоду прохождения военной службы), с особенностями
психологической структуры той деятельности (действия), в отношении которой проводится экспертиза.
Здесь требуется экспериментально-психологический анализ различных сторон психической
деятельности,
которые могут не играть диагностической роли и не иметь никакого значения для
терапевтических решений, а клинико-психологический метод может быть недостаточно адекватным
инструментом исследования.
Значение психологического заключения для вынесения объективного решения в случае
прохождения военно-врачебной экспертизы иллюстрирует следующий пример. (Исследование
Лонгиновой).
Больной П. 26 лет, военнослужащий, поступил в психиатрическую больницу для прохождения
военной экспертизы. Предполагаемый диагноз: шизофрения (F20-F29) или органическое поражение
ЦНС травматического генеза (F06).
Больной во время исследования приветлив, спокоен. Поведение адекватно ситуации. Правильно
понимает цель экспериментальной работы. Охотно делится своими переживаниями. С должным
интересом и серьезностью относится к оценке результатов. Имеется адекватная эмоциональная реакция
на успех и неудачи в работе. Всегда активно стремится исправить ошибки, добиться правильного
решения. Жалуется на повышенную утомляемость даже после непродолжительных нагрузок.
Задания выполняет быстро и легко. Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение,
абстрагирование) сохранны. Уровень доступных обобщений достаточно высок. Суждения
последовательны.
Вместе с тем, обращает на себя внимание некоторая обстоятельность суждений, склонность к
излишней детализации рисунков и ассоциаций в пиктограмме. Склонен употреблять слова с
уменьшительными суффиксами. Отмечаются элементы утомляемости, которые выражаются в
появлении ошибок внимания.
Таким образом, во время исследования выявляется интеллектуальная, эмоциональная
сохранность больного, критическое отношение как к своему состоянию, так и к процессу исследования
в целом. Следует отметить некоторую обстоятельность суждений и элементы утомляемости (особенно
при продолжительной интеллектуальной нагрузке). Каких-либо нарушений (по шизофреническому
типу) выявить не удается.
Данное заключение помогло клиницистам исключить диагноз «шизофрения» и обратить
внимание на необходимость уточнения неврологического статуса обследуемого.
Медико-педагогическая экспертиза. Участие клинического психолога в проведении медико-
педагогической экспертизы тесно связано с кругом вопросов, решаемых им в детских и подростковых
учреждениях психиатрического профиля. Как и при проведении других видов экспертизы, большое
значение имеет дифференциальная диагностика. Однако наиболее существенной задачей является
определение психического развития и его аномалий,
степени и структуры различных видов
дизонтогенеза (Ковалев, Лебединский, Лебединская). Важность этой работы клинического психолога
определяется тем, что в зависимости от его заключения определенным образом строится прогноз
обучаемости ребенка, а следовательно, выбор путей общеобразовательного и трудового обучения.
Клинический психолог при проведении медико-педагогической экспертизы рассматривает
следующие вопросы: причины неуспеваемости ребенка (отставание психического развития (F84.9) —
олигофрения
(F70-F79), астенизация вследствие перенесенных соматических заболеваний,
своевременно нераспознанные процессуальные психические заболевания, педагогическая запущенность
и т. д.). Важнейшим является вопрос о степени и структуре психического снижения при выявлении
дизонтогенеза, ответ на который позволяет указать на потенциальные возможности ребенка,
соответствие этих возможностей требованиям массовой школы или целесообразности направления его в
санаторную, вспомогательную школу, специализированное училище.
В проведении медико-педагогической экспертизы клинический психолог руководствуется рядом
критериев, ведущими из которых являются: 1) способность к научению, осмыслению и усвоению новых
знаний и навыков, решению задач и формированию понятий; 2) условия развития ребенка,
микросоциальная среда, в которой он воспитывался и особенности его поведения в различных
социальных ситуациях; 3) уровень знаний и навыков соответственно возрастному уровню развития,
который должен оцениваться и интерпретироваться под углом зрения двух первых — качественного и
социально-биографического критериев.
Hosted by uCoz