Navigation bar
  Print document Start Previous page
 421 of 541 
Next page End  

Большое значение приобретает «обучающий эксперимент», основанный на учении Выготского о
зонах ближайшего развития.
Для диагностики интеллектуальной недостаточности у детей могут применяться
нестандартизированные и стандартизированные методики, в том числе набор интеллектуальных
приемов Векслера для детей.
Клиническому психологу принадлежит большая роль в обследовании так называемых трудных
детей. Психолог участвует в решении комплекса задач. Прежде всего — это определение причин
эмоционально-поведенческих нарушений у детей и подростков (педагогическая запущенность (F84.9),
акцентуации характера, психопатии (F60-F69), нервно-органические и психические заболевания,
несвоевременно распознанные). Диагностика типов психопатии и акцентуаций характера может
осуществляться с помощью «Патохарактерологического диагностического опросника для подростков»
(Личко).
При проведении медико-педагогической экспертизы психологическое заключение содействует
патогенетической и дифференциальной диагностике задержек умственного развития (F84.9) и
эмоционально-поведенческих расстройств (F92), а также определению направленности лечебно-
реабилитационных
мероприятий, их соотношения с собственно педагогическими мерами. Общей
задачей при этом является не только восстановление или улучшение отдельных психических функций,
но и коррекция нарушенного развития ребенка или подростка в целом.
Роль клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
Задачами экспериментально-психологического исследования при проведении судебно-психиатрической
экспертизы являются дифференциальная диагностика, установление степени (глубины) снижения
психики с учетом возможного установочного поведения испытуемого. В последнем случае может
возникнуть задача дифференциации симуляции и аггравации от псевдодеменции (F68.1) и истинного
слабоумия (F70-F79), истинной некритичности от симулятивного и диссимулятивного поведения
(Кожуховская). Для диагностики установочного поведения предлагались различные приемы и условия
проведения экспериментально-психологического исследования. Целесообразно применять комплекс
методик, позволяющих обнаружить «неравномерность уровня достижений» с использованием
параллельных по направленности методик. Блейхер указывает, что желательно пользоваться большим
числом методик, располагаемых не по степени нарастания трудности заданий, и рекомендует проводить
исследования повторно с интервалом в несколько дней.
Особое значение имеет деятельность психолога при проведении судебно-психологической
экспертизы,
в которой он выступает в самостоятельной роли эксперта (комплексная психолого-
психиатрическая экспертиза). Сама возможность такой роли психолога в экспертизе предполагается
содержанием так называемой формулы невменяемости, одного из важнейших положений, лежащих в
основе судебной психиатрии. Формула невменяемости включает два критерия — медицинский
(биологический) и юридический (психологический). Содержание психологического критерия
формулируется как способность испытуемого «понимать значение своих действий и ими руководить».
Фелинская замечает, что в судебно-психиатрической экспертизе, особенно в случаях наиболее трудных
пограничных состояний, правомерно и необходимо сочетание психопатологического и
психологического анализа (неправильно трактуется как ненужная и даже вредная «психологизация»),
учитывающего проявления психологической нормы. Для дифференциального диагноза следует найти
границу между нормой, управляемой психологическими законами, и патологией, движимой
психопатологическими закономерностями. Это требует знания всей истории формирования личности
испытуемого, системы его жизненных отношений, ценностей, а также преимущественного способа
реагирования в ситуациях нервно-психического напряжения.
Особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является и то, что
психолог-эксперт нередко должен отнести результаты проводимого исследования к прошлому периоду,
достаточно отдаленному от времени исследования. В таких случаях психолог предоставляет данные о
том, как психологические особенности испытуемого могли влиять на мотивы, понимание своих
действий при совершении правонарушения, на поведение в той конкретной ситуации.
В комплексной психолого-психиатрической экспертизе психолог тесно сотрудничает с
психиатром и каждый из них решает в соответствии со своей компетенцией вопросы, ставящиеся судом
и следствием. Подобная комплексная экспертиза проводится при освидетельствовании
несовершеннолетних, установлении возрастного ценза подростков в случае отставания психического
развития от физического (значение этих вопросов возросло в связи с акселерацией); отграничении
психологических реакций от психогенных психотических, физиологического аффекта от
Hosted by uCoz