Navigation bar
  Print document Start Previous page
 422 of 541 
Next page End  

патологического; в геронтологической практике, например, при составлении завещания, когда
возникает вопрос о психическом состоянии инвалида и его дееспособности. В случаях комплексной
экспертизы психолог, разумеется, имеет равные права и несет те же обязанности, что и другие
эксперты.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых. Резкий рост
подростковой преступности отмечают многие исследователи. Растет число общественно опасных
деяний, совершенных детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности; доля
несовершеннолетних среди преступников увеличилась с обычных 8-12 % до 16-18 %, а по данным
органов прокуратуры около 50 % из них страдают психическими аномалиями разного рода. В связи с
этим структуры, кроме усиления прокурорского надзора предлагают создать психодиагностические
центры для несовершеннолетних (Каневский).
Психологическая экспертиза имеет для подростков особое значение, так как только 4,4 %
несовершеннолетних, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу, обнаруживают психотические
расстройства, 44 % имеют непсихотические расстройства психики, 51,6 % страдают олигофренией (F70-
F79) разной глубины, а девиантное поведение (F91) остальных протекает в рамках психического
здоровья (Мохонько и др.).
В последнее время ряд авторов отмечают, что для части подростков с асоциальным и
антисоциальным поведением характерны психические аномалии, не достигающие степени выраженной
психопатологии. Такими отклонениями занимаются клинические психологи.
Основные проблемы, решаемые в судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних
(Васильева, Горьковая):
1) уровень интеллектуального развития (соответствует ли развитие познавательных процессов
абсолютной норме, пограничной умственной отсталости (F84.9) или олигофрении);
2) уровень развития эмоционально-волевой сферы (чаще всего рассматривается проблема
психического инфантилизма с психологической точки зрения и возраста достижения уголовной
ответственности в юридическом плане);
3) индивидуально-типологические особенности личности, где имеются в виду юридически
значимые характерологические свойства (склонность к фантазированию, повышенная внушаемость,
лидерские тенденции, агрессивность) и чисто социальные качества личности (общесоциальная
ориентация, знание социальных норм, границ допустимого и недопустимого, способность применения
этих знаний в реальном поведении, устойчивость функционирования этих норм у данного индивида и
их проявление в ситуации общественно опасного деяния);
4) судебно-психологическая экспертиза лиц с сенсорными дефектами — с нарушениями речи,
слабовидящих, слабослышащих.
По содержанию этих проблем понятно, что при анализе психической деятельности
несовершеннолетних желательно проводить комплексную судебно-психологическую экспертизу, в
которой представлены специалисты разного профиля: судебно-медицинский эксперт, психолог и
педагог (это может быть педагогический психолог, детский психолог или подростковый психолог в
зависимости от конкретной задачи). Возможно участие судебно-медицинского эксперта-психолога и
дефектолога соответствующего профиля. При выявлении в анамнезе подростка психотических
эпизодов, тяжелых черепно-мозговых травм, многократных госпитализаций в психиатрическую
больницу следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
В последнее время стремительно растет количество как комплексных психолого-
психиатрических, так и чисто психологических судебных экспертиз. Если ранее подобный вид
экспертизы не являлся
стандартным, к нему эпизодически привлекались специалисты научных
учреждений и организационно-методические вопросы не являлись актуальными, то в настоящее время
экспертиза эмоциональных состояний, например, стала проводиться часто.
Введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ предусматривает расширение
проведения судебно-психологических экспертиз несовершеннолетних (практически во всех случаях).
Введено понятие «ограниченной вменяемости», для квалификации которого требуется участие
эксперта-психолога. Резко увеличено количество статей, учитывающих психологические параметры
участников судебного процесса (беспомощное состояние, психологическая зависимость, моральное
принуждение, мотивы, особенности личности).
Основываясь на опыте практической работы и проведения экспертиз разного типа, Васильева и
Горьковая предлагают ориентировочные нормативы для работы эксперта-психолога в разных
экспертных учреждениях. Компетенцию
специалиста следует оценивать по характеру базового
Hosted by uCoz