образования. Для эксперта-психолога это должен быть диплом высшего учебного заведения по
специальности «психолог» или «практический психолог», стаж практической работы в
психиатрическом стационаре не менее 5 лет, повышение квалификации в соответствующих
учреждениях.
По форме проведения очная экспертиза может быть стационарной и амбулаторной. На
амбулаторной экспертизе возможности проведения полного психологического обследования крайне
ограничены, реально проводится клинико-психологическое и неполное патопсихологическое
обследование. При хорошо подготовленном для экспертизы уголовном деле с четко очерченным
клинически психологическим портретом испытуемого и небольшим объемом дела возможно получение
достоверного заключения, которое будет подтверждаться даже в случае дополнительной экспертизы в
стационаре. При стационарной экспертизе нет выраженных временных ограничений. При амбулаторной
экспертизе есть возможность полного психологического обследования подэкспертного, привлечения
дополнительных специалистов (психиатр, невропатолог, электрофизиолог, дефектолог, сексопатолог,
педагог, терапевт при решении вопроса о влиянии соматических заболеваний на психическое
состояние).
Виды комплексных экспертиз зависят от профиля привлекаемых специалистов в соответствии с
конкретными задачами. В настоящее время наиболее распространена комплексная психолого-
психиатрическая экспертиза. Могут быть комплексные психолого-дефектологические, психолого-
педагогические, психолого-сексологические экспертизы, а также комплексные психологические
экспертизы с привлечением психологов разного профиля.
Для судебно-медицинского эксперта-психолога необходимы знания в следующих областях наук:
общая психология, клиническая психология, все виды возрастной психологии, где особенно важными
являются детская и подростковая, социальная психология с акцентом на психологии малых групп,
психиатрия (общая и частная психопатология), основы юриспруденции. Таким образом, эксперт-
психолог должен обладать навыком работы в психиатрическом отделении общего профиля, в
подростковом отделении, желательно наличие детской психиатрической практики.
Этапы судебно-психологической экспертизы после получения постановления:
1. Первичная клинико-психологическая беседа с подэкспертным.
2. Изучение материалов уголовного дела.
3. Проведение базового патопсихологического обследования подэкспертного.
4. Прицельное тестирование подэкспертного в зависимости от результатов
патопсихологического обследования:
при наличии органической нейродинамики и указаниях на очаговую неврологическую
симптоматику может потребоваться полное нейропсихологическое обследование;
при наличии признаков дефектного интеллекта проводят полное психометрическое
интеллектуальное исследование;
при отсутствии значительного снижения интеллекта используют стандартизованные
личностные методики, а в отдельных случаях и проективные;
при выявлении специфических нарушений мышления могут быть дополнительно применены
личностные методики и в дальнейшем подэкспертный подвергается психиатрической экспертизе.
5. Составление заключения эксперта-психолога по собранному материалу. В случае
единоличного проведения судебно-психологической экспертизы в заключительной части акта дают
ответы на все поставленные вопросы.
В случае стационарной или комиссионной амбулаторной экспертизы предварительное
заключение докладывается на комиссии экспертов, которая принимает окончательное решение. После
этого составляется комиссионный акт, в заключительной части которого следуют ответы на все
поставленные вопросы.
Из материалов приведенной главы следует, что, как и в других областях медицины и
здравоохранения, отмечается возрастающая интеграция клинических психологов в экспертную
практику. Иногда возникает вопрос о правомочности проведения самостоятельной судебно-
психологической экспертизы клиническим психологом. В то же время очевидно, что качество
экспертизы возрастает при совместном участии в ее проведении ряда специалистов, выбор которых
определяется общей целью и конкретными задачами экспертизы.
Контрольные вопросы
|