1. При психодиагностической оценке характера предстоящей трудовой деятельности важным
является указанное ниже, кроме:
1) выносливости;
2) утомляемости;
3) лабильности волевого усилия;
4) осведомленности.
2. При проведении медико-педагогической экспертизы клинический психолог руководствуется
следующими основными критериями, кроме:
1) способности к научению, осмыслению и усвоению новых знаний и навыков;
2) уровня физического развития ребенка;
3) условий развития ребенка, микросоциальной средой, в которой он воспитывался,
особенностей его поведения в различных социальных ситуациях;
4) уровня знаний и навыков, соответствующих возрастному развитию.
3. При проведении врачебно-трудовой экспертизы необходимо учитывать следующие
особенности, отличающие ее от обычной лечебно-диагностической процедуры, кроме:
1) установок эксперта, проводящего экспертизу;
2) особенностей контакта в процессе экспертизы, при вынесении экспертного заключения и даче
трудовых рекомендаций;
3) установок представителей производственного коллектива;
4) установок индивида, проходящего экспертизу.
Глава 20. Организационные аспекты деятельности клинического психолога
Общие принципы организации медико-психологической помощи. Лечебно-
реабилитационный процесс в настоящее время все чаще обеспечивается участием клинических
психологов в работе лечебно-профилактических учреждений. По данным государственной
статистической службы Российской Федерации в учреждениях, оказывающих психиатрическую и
психотерапевтическую помощь, заняты более 1500 клинических психологов, из них 720 в
психоневрологических диспансерах (отделениях, кабинетах) и 790 в психиатрических стационарах.
Число должностей клинических психологов за последние 5 лет увеличилось более чем в два раза, что
отражает возросшую потребность системы здравоохранения в этих специалистах. Увеличение числа
клинических психологов в психиатрической и психотерапевтической практике явилось результатом
роста влияния современной биопсихосоциальной концепции здравоохранения, хотя вне
психиатрической и психотерапевтической служб численность психологов остается небольшой. По
оценке некоторых специалистов, она не превышает 300 человек, занятых в реабилитационных центрах,
научно-исследовательских учреждениях. Должности клинических психологов вводят в штаты
учреждений или подразделений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь,
чтобы клинический психолог работал в тесном сотрудничестве либо с врачом-психиатром, либо с
врачом-психотерапевтом. Эта практика оправдывает себя в течения ряда лет, так как сама
психологическая помощь ориентирована на работу с пациентами, страдающими психическими
расстройствами, в том числе обусловленными соматической патологией.
Находящихся на одной территории обслуживания (района, города, области, края, республики),
клинических психологов, как правило, включают в систему охраны психического здоровья (психиатрия,
психотерапия, наркология, сексология, кризисная помощь), не образуя самостоятельной службы.
Методическое
руководство деятельностью клинических психологов осуществляет главный
психотерапевт субъекта Российской Федерации. Кроме того, в некоторых регионах методическое
руководство работой психологов в лечебно-профилактических учреждениях осуществляет главный
внештатный клинический психолог органа управления здравоохранением.
Основные подходы к организации медико-психологической помощи в целом соответствуют
используемым при оказании психиатрической и психотерапевтической помощи.
Принцип приближения психологической помощи к населению реализуется введением
должностей клинических психологов в психотерапевтических кабинетах лечебно-профилактических
учреждений различного профиля, специализированных центрах, психотерапевтических отделениях
многопрофильных больниц.
Принцип системности обеспечивается включением клинических психологов в бригады
|