специалистов, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
Принцип непрерывности предполагает участие клинического психолога в ведении пациента на
всех этапах лечебно-диагностического процесса и проявляется в реализации различных медико-
реабилитационных мероприятий.
Системообразующим фактором участия клинического психолога в деятельности лечебного
профилактического учреждения является расположение его рабочего места в учреждениях (центрах) и
подразделениях психотерапевтической службы психотерапевтический кабинет,
психотерапевтическое отделение, психотерапевтический центр, во внебольничных учреждениях
психиатрической и наркологической служб, психоневрологический и наркологический диспансеры,
психиатрический и наркологический стационары, подразделения кризисной службы. Рабочее место
(лаборатория, кабинет) клинического психолога организуется также в других учреждениях и
подразделениях кабинетах психологической разгрузки медико-санитарных частей, кабинетах
социально-психологической помощи, психологических консультациях, психотерапевтических клубах и
клубах бывших пациентов, психотерапевтических студиях.
Клиническая психология в Российской Федерации за последние годы получила значительное
развитие как самостоятельная немедицинская специальность в рамках системы здравоохранения. В
становлении клинической психологии как специальности с собственными научными,
организационными и методическими подходами большую роль сыграло ее признание
профессиональными (психотерапевтическим и психиатрическим) сообществами. Клиническая
психология понимается сегодня как психологическая специальность, связанная с психиатрией,
психотерапией, нейрореабилитацией, восстановительным обучением. Ее формирование происходит на
границах медицины с
другими прикладными областями психологии, коррекционной педагогикой и
психолингвистикой.
Период принятия клинической психологии в систему здравоохранения в качестве неотъемлемой
части лечебно-профилактической и реабилитационной помощи близится к завершению. Современные
исследования показывают, что практически во всех областях медицины можно выделить
психологический аспект этиопатогенеза для обеспечения эффективного лечения при всех заболеваниях.
Клиническая психология в течение нескольких десятилетий прошла путь от признания ее в качестве
вспомогательной дисциплины, предоставляющей врачу психологические данные по результатам
экспериментально-психологического исследования для уточнения психиатрического диагноза, оказания
помощи врачу-неврологу в топической диагностике, до признания ее как важной составляющей всей
комплексной медицинской помощи, включающей уникальные возможности диагностики, лечения и
профилактики.
В настоящее временя можно считать законченными споры о том, что важнее для работы
психолога в здравоохранении психодиагностика или психотерапия. С формированием клинической
психологии как целостной научной и практической дисциплины, в равной мере оперирующей
психологическими знаниями для психологического изучения личности больного человека и
психологической помощи, становится все более ясным ее значение на всех этапах профилактики,
лечения и реабилитации.
Развитие психологии в здравоохранении соответствует ее задачам в конкретных социальных и
культурных условиях современной России. Социально-экономические проблемы на этапе
реформирования государства, переживаемые каждым гражданином, только усиливают значение
клинической психологии как области науки и практической деятельности, способной в возможной для
медицинской практики мере оказать влияние на негативные последствия переживаемых трудностей для
личности, семьи и общества, нацеливает организаторов здравоохранения на скорейшее внедрение в
практику оправдавших себя теоретических и практических достижений психологических наук.
Развитие отечественной психологической базы в здравоохранении во многом определяется
Законом Российской Федерации ¹ 3185-1 от 2 июня 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании». На правовом уровне закреплено развитие гуманного отношения
общества и государства к психически больному человеку, что фактически способствует интеграции
психологии в здравоохранение. Большое значение для развития клинической психологии как
специальности в здравоохранении имели федеральная и региональные целевые программы
«Неотложные меры совершенствования психиатрической помощи (1995-1997 гг.)», которые включали
меры по улучшению подготовки специалистов, принимающих участие в оказании психиатрической и
психотерапевтической помощи, организации психотерапевтических
подразделений, региональных
психотерапевтических центров. Фактически в число таких специалистов, наряду с врачом-психиатром,
|