своей работе психодиагностические заключения клинических психологов. Со своей стороны,
клинические психологи полагают, что врач должен «выписывать рецепты» или, иными словами,
проводить в основном биологические виды лечения. С одной стороны, это столкновение интересов двух
очень близких по своему профилю специалистов в рамках психотерапевтического процесса помогает
увидеть методологические проблемы самой психотерапии. Наличие проблем такого уровня означает,
что вопросы применения тех или иных психотерапевтических методов и частных подходов уже не
актуальны. Реальная практика показывает: если пациент и его психотерапевт (и врач, и психолог)
стремятся к достижению помощи, а не игре в метод (гештальт-психотерапия, психоанализ), то требуется
что-то большее, чем просто качественное применение психотерапевтической техники. С другой
стороны, возникает вопрос о смысле применения конкретного психотерапевтического подхода, который
различен для психотерапевта-врача и клинического психолога.
Существующие юридические сложности (клинический психолог не может заниматься по
действующему законодательству психотерапией потому, что это медицинская специальность, а
психолог не имеет медицинского образования), организаторы психиатрической и психотерапевтической
службы в настоящее время намерены преодолеть созданием закона «О психотерапии». Вместе с тем,
проблема взаимодействия врача и психолога в психотерапевтическом процессе приобретает гораздо
более широкий смысл. Ответ
на вопрос о сути подобного взаимодействия врача и психолога
представляется весьма важным. От его разрешения, возможно, зависят пути дальнейшего, по крайней
мере, в организационном отношении развития психотерапии и психологической помощи.
В настоящее время предлагают различные варианты решения данного вопроса.
Вариант первый. Психотерапия, осуществляемая клиническим психологом, идентична лечению
у врача-психотерапевта. Специалисты ссылаются на представления о психотерапии как
интердисциплинарной области, которая развивается совместно с медициной, психологией,
психофизиологией и социологией. Такое формирование психотерапии как специальности предполагает,
что ее представители должны знать клинические и иные основы психотерапии, в первую очередь,
психологические. Подобная аргументация вызывает сомнения, потому что современная подготовка
психотерапевтов с медицинским и психологическим образованием принципиально различна. Врачи
недостаточно образованы в фундаментальных и прикладных аспектах психологии. То же можно сказать
и о психологах по отношению к клиническим дисциплинам.
Вариант второй. Психотерапия самостоятельная специальность, прямо не зависящая от
психологии и клинической психиатрии. Недостатком данной концепции является то, что ею
игнорируются существующие теоретические предпосылки психотерапии, понимание различий между
патологией и нормой. Вместе с тем, достаточно разработаны динамическое, поведенческое и
гуманистическое направления психотерапии. В каждом из указанных направлений существуют общая
методология, собственная интерпретация патологии и нормы, теории личности, методы лечения.
Вариант третий. Психотерапия использование психотерапевтических методов по
отношению к больным, а психологическая коррекция, психологическая помощь, психологическое
консультирование это применение психотерапевтических методов по отношению к здоровым. При
этом выделяются медицинские и психологические этапы психотерапии: «Чем больше патологии, тем
больше психотерапии, чем меньше патологии, тем больше психологии». Именно такой взгляд сыграл
важную роль в развитии психотерапии и клинической психологии в нашей стране. Недостатком
подобной точки зрения в настоящее время можно считать то, что используемый дихотомический
подход к применению медицинского и психологического вариантов психотерапевтической помощи
противоречит почти интуитивному пониманию того, что страдающему человеку нужны врач-
психотерапевт и клинический психолог одновременно.
Резюмируя рассмотренные выше точки зрения, можно прийти к выводу, что различия между
клиническим (врачебным) и психологическим подходами
к психотерапии более сложные, чем это
представляется на первый взгляд. Между ними есть и общее, и существенные различия.
Ответ на вопрос о характере взаимодействия врача и психолога в рамках психотерапевтического
процесса может быть найден при рассмотрении направленности, целей и мишеней психотерапии.
Направленность психотерапии. В самом общем смысле психотерапия врача и психолога
направлена на личность пациента и именно через личность опосредуется вся система взаимодействия.
Однако спецификой клинической (врачебной) психотерапии может быть не просто направленность на
личность вообще, а работа с теми личностными механизмами, которые так или иначе обусловлены
патологическим состоянием. Врача интересует, какие личностные процессы включены в механизм
болезни и выздоровления и как реагирует личность на болезненные проявления. Личностный аспект
|