установлена прямая корреляционная зависимость успешности перцептивного внимания и успешности
профессиональной деятельности психолога-консультанта. Самым непосредственным образом
перцептивное внимание влияет на успешность диагностической работы рентгенолога. Как правило, для
изучения перцептивного внимания испытуемым предлагают картинки с недостающими деталями и
просят в ограниченное время определить, каких деталей не достает; либо предъявляют два одинаковых
рисунка, отличающихся отдельными элементами. Мы предлагаем второй вариант.
Оснащение. 2 картинки, отличающиеся в деталях (рис. 24), секундомер.
Рис. 24. Картинки для изучения наблюдательности.
Инструкция испытуемому. Внимательно рассмотрите картинки и назовите все замеченные
несоответствия. Для того, чтобы сделать работу более динамичной, можно ограничить время, например
20 или 30 с.
Обработка результатов. Показателем наблюдательности является количество элементов,
правильно названных испытуемым.
Мышление
Мышление как обобщенное опосредованное отражение устойчивых и закономерных связей
между предметами и явлениями осуществляется в вербально-логической, образной или предметно-
действенной сферах.
Изучение вербально-логического мышления при помощи методики «Исключение понятий»
Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения.
Оснащение. Испытуемым предлагается 16 рядов понятий, сгруппированных по 5 слов.
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
|