Navigation bar
  Print document Start Previous page
 450 of 541 
Next page End  

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
13. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
14. Лист, почка, кора, дерево, сук.
15. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
16. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
Инструкция испытуемому. Вам предлагаются ряды, состоящие из 5 слов, в каждом из которых
четыре сходны между собой, их можно объединить одним названием. Найдите в каждом ряду слово, не
подходящее по смыслу к остальным, и назовите его, обозначьте одним словом оставшиеся.
Обработка и интерпретация результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:
высший
— при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании
существенных признаков);
средний
— при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на
основании функциональных признаков);
низкий
— при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных
признаков).
Исследование быстроты мышления
Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии. — Кировоград, 1988.
Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных
компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Оснащение. Бланк со словами, в которых пропущены буквы. Секундомер.
Инструкция испытуемому. Перед вами столбцы слов, в которых пропущены буквы. Ваша
задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова
должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как
можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.
Образец бланка
Д-ЛО
П-Л-А
З-О-ОК
С-Я-О-ТЬ
К-ША
О-Р-Ч
К-Н-А
К-С-А-НИК
С-ДА
К-Р-ОН
С-Е-ЛО
У-И-Е-Ь
В-ЗА
З-Р-О
К-Ы-А
А-Е-Ь-ИН
Н-ГА
В-С-ОК
Т-А-А
С-А-Ц-Я
М-НА
С-Г-ОБ
К-У-КА
Ч-Р-И-А
Д-ЛЯ
В-Т-А
С-А-КА
К-П-С-А
К-НО
П-Д-АК
С-У-А
Т-У-О-ТЬ
Б-ДА
П-Р-А
С-А-А
С-Е-О-А
Ч-ДО
Б-ЛОН
П-Е-А
К-Н-О-А
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитать количество правильно составленных
слов.
Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов
выступает количество составленных слов:
— Менее 20 слов — низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
— 21-30 слов — средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
— 31 слово и более — высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.
Память
Память рассматривается как психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения
информации. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому
предъявляют для запоминания какой-либо стимульный материал, который спустя некоторое время он
должен узнать или воспроизвести. Важным показателем памяти является ее объем.
В
ходе практических занятий предлагается определить объем кратковременной вербальной
Hosted by uCoz