10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
13. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
14. Лист, почка, кора, дерево, сук.
15. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
16. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
Инструкция испытуемому. Вам предлагаются ряды, состоящие из 5 слов, в каждом из которых
четыре сходны между собой, их можно объединить одним названием. Найдите в каждом ряду слово, не
подходящее по смыслу к остальным, и назовите его, обозначьте одним словом оставшиеся.
Обработка и интерпретация результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:
высший
при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании
существенных признаков);
средний
при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на
основании функциональных признаков);
низкий
при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных
признаков).
Исследование быстроты мышления
Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии. Кировоград, 1988.
Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных
компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Оснащение. Бланк со словами, в которых пропущены буквы. Секундомер.
Инструкция испытуемому. Перед вами столбцы слов, в которых пропущены буквы. Ваша
задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова
должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как
можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.
Образец бланка
Д-ЛО
П-Л-А
З-О-ОК
С-Я-О-ТЬ
К-ША
О-Р-Ч
К-Н-А
К-С-А-НИК
С-ДА
К-Р-ОН
С-Е-ЛО
У-И-Е-Ь
В-ЗА
З-Р-О
К-Ы-А
А-Е-Ь-ИН
Н-ГА
В-С-ОК
Т-А-А
С-А-Ц-Я
М-НА
С-Г-ОБ
К-У-КА
Ч-Р-И-А
Д-ЛЯ
В-Т-А
С-А-КА
К-П-С-А
К-НО
П-Д-АК
С-У-А
Т-У-О-ТЬ
Б-ДА
П-Р-А
С-А-А
С-Е-О-А
Ч-ДО
Б-ЛОН
П-Е-А
К-Н-О-А
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитать количество правильно составленных
слов.
Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов
выступает количество составленных слов:
Менее 20 слов низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
21-30 слов средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
31 слово и более высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.
Память
Память рассматривается как психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения
информации. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому
предъявляют для запоминания какой-либо стимульный материал, который спустя некоторое время он
должен узнать или воспроизвести. Важным показателем памяти является ее объем.
В
ходе практических занятий предлагается определить объем кратковременной вербальной
|