концентрацию, распределение и переключение. Все перечисленные характеристики внимания
представляют функциональное единство. Но для целей экспериментального изучения прибегают к их
раздельному рассмотрению.
Наиболее распространенную группу лабораторных методов изучения внимания составляют
бланковые методы, объединенные общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы
могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, текстов. Задача
испытуемого заключается в обнаружении среди других стимулов заданного и в фиксировании его на
бланке тем или иным способом.
Изучение избирательности и устойчивости внимания
Для изучения избирательности и устойчивости внимания предлагается вариант корректурной
пробы с кольцами Ландольта.
Оснащение. Бланк с кольцами Ландольта (рис. 26), который выдается каждому испытуемому
индивидуально. Секундомер.
Рис. 26. Бланк для изучения внимания
Инструкция испытуемому. На бланке изображены кольца с разным направлением разрыва.
Если сопоставить кольца с циферблатом часов, то можно видеть, что разрывы имеют направление 1, 3,
5, 7, 9 час и т.
п. Ваша задача внимательно просматривать бланк по строчкам слева направо и
вычеркивать вертикальной чертой только кольца, имеющие направление разрыва на 3 и на 5 час. Общее
время работы 5 мин. В конце каждой мин по команде исследователя нужно ставить вертикальную черту
в том месте, где Вы в данный момент работаете. Испытуемым необходимо показать образцы колец,
которые подлежат вычеркиванию. Работать могут одновременно 810 человек под наблюдением
одного исследователя.
Обработка и интерпретация результатов. Обработка производится путем наложения
трафарета правильных ответов на бланк испытуемого. Подсчитывается количество просмотренных
колец (по мин), количество ошибок (по мин). Ошибкой считается как пропуск кольца, подлежащего
зачеркиванию, так и зачеркивание кольца, не подлежащего зачеркиванию.
На основании полученных результатов строятся графики динамики устойчивости внимания, при
этом на вертикальной оси откладываются количество просмотренных знаков и количество ошибок. На
горизонтальной оси время, мин. Снижение скорости и увеличение количества ошибок к концу
работы свидетельствуют о низкой устойчивости внимания. Необходимо сказать,
что устойчивость
внимания многими исследователями трактуется как показатель умственной работоспособности в целом.
Кроме того, вычисляются два показателя внимания: точность (А) и продуктивность (Е). Для
вычисления точности вычисляют результаты за 5 минут работы: c правильно зачеркнутые знаки; m
неправильно зачеркнутые; n пропущенные знаки, и подставляют значения в формулу:
|