структур, ориентированных на сложные формы обработки визуальных стимулов, становятся дефекты
узнавания реальных предметов и их изображений. Сенсибилизированным вариантом таких проб
является опознание наложенных очертаний предметов в различных модификациях картинок
Поппельрейтера, вычленение изображений из зашумленного фона (при этом плотность «шума» может
произвольно меняться), либо узнавание предметов с недостающими деталями. Индикатором различной
глубины зрительной предметной агнозии (R48.1) может стать не только полное неузнавание реальных
предметов или их изображений, но и фрагментарность их восприятия, либо попытки дополнить целое
по догадке.
Специальными задачами в нейропсихологической диагностике зрительного гнозиса являются:
1. Выявление цветовой агнозии. Для более грубых расстройств могут использоваться
идентификация чистых цветов (красный, синий, желтый), небольшие наборы окрашенных карточек (5-
8, например, из методики Люшера, цветные карандаши); для диагностики менее выраженных вариантов
цветовой агнозии специальные наборы цветных карточек (например, фрагменты из альбомов
колеров), позволяющие по инструкции подбирать оттенки к чистым тонам, либо классифицировать
цвета по оттенкам, либо корректно называть редко встречаемые цвета.
2. Исключение или подтверждение лицевой агнозии узнавание знакомых и незнакомых лиц,
для чего используют комплекты небольших по размеру портретов выдающихся и общеизвестных
отечественных писателей (Толстой, Гоголь и др.), а также фотографии или двухцветные портреты
неизвестных испытуемому лиц, предъявляемые ему как эталоны для запоминания и дальнейшего
опознания среди ранее не предъявлявшихся сходных по стилевому оформлению образцов. Время
предъявления эталонов может меняться, повышая или понижая чувствительность данной пробы.
3. Исключение или подтверждение оптико-пространственной агнозии (способности
ориентироваться в пространстве с опорой на зрительный анализатор) с помощью пробы «узнавание
времени на схематических часах без цифр», «слепых» компасов, на рисунках которых произвольно
обозначена лишь одна часть света (например, юго-восток ЮВ) и стрелка, направление которой
требует идентификации, узнавание повернутого или перевернутого изображения бытового предмета.
Исследование этого качества гностических функций может начинаться с предложения больному
сориентироваться в том реальном пространстве, где он сейчас находиться (нарисовать план отделения,
рассказать, как из данного кабинета добраться до выхода), просьбы указать, какой из видимых
предметов находится ближе или дальше.
Помимо вышеописанных, исследования зрительной памяти могут предполагать исключение
вербального фактора, мнемотехнически улучшающего результаты пробы. Используют наборы
невербализуемых или полувербализуемых графических изображений (разнообразно ломаные кривые,
амебовидные фигуры), предъявляемых испытуемому для запоминания и дальнейшего узнавания среди
других изображений того же набора. Явное ослабление подобных операций свидетельствует о
расстройствах функционирования височно-теменных отделов правого полушария (у правшей). При
этом патология специфических зрительных мнестических функций рассматривается как составная часть
гностических расстройств, хотя формально может быть представлена в разделе исследований патологии
памяти.
Сходные классификационные противоречия могут возникнуть и при исследовании такого
сложного с точки зрения нейропсихологической организации расстройства, как агностическая алексия
или буквенная агнозия, в которой присутствуют и зрительный, и речевой компоненты. К
распространенным пробам относятся узнавание букв при их автономном предъявлении и простые
тексты, включающие буквы разных смешанных начертаний (по кеглю, наклону, прописные и строчные,
с меняющейся жирностью, с засечками и без).
Неузнавание или смешение цифр, отражающие повреждения оптико-гностического характера,
могут характеризоваться как одно из проявлений акалькулии (R48.8), вызванной поражением
затылочно-теменных отделов левого полушария.
Роль симультанного фактора в зрительном восприятии может быть оценена с помощью
узнавания и понимания содержания сюжетной картины, для чего больному необходимо установить
смысловые связи между всеми ее компонентами и путем мыслительных операций вербализировать их
общий смысл. Как правило, в качестве стимульного материала больным предлагаются копии известных
живописных работ отечественных авторов, условные и даже схематичные сюжетные рисунки. Другим
вариантом стимульного материала являются серии картин, объединенных общим сюжетом, что требует
от пациента более активной мыслительной работы по восстановлению субъективно оправданного и
объяснимого хода событий.
|