большими __________. Холодный ветер выл как дикий __________. На конце пустынной и глухой
__________ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с __________ пробиралась по
__________. Она была худа и бедно __________. Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и
__________ ей идти. На ней было плохое __________ с узкими рукавами, а на плечах __________. Вдруг
девочка __________ и наклонившись начала что-то __________ у себя под ногами. Наконец она стала на
__________ и своими посиневшими от __________ ручонками стала __________ по сугробу.
В качестве образцов патопсихологических исследований больных, проведенных с
диагностической целью, ниже приведены три психологических заключения, составленные Лонгиновой
(1-е и 3-е) и Лебедевой (2-е).
Заключение 1
Больной С., 49 лет, заместитель начальника отдела НИИ. Поступил с подозрением на эпилепсию
(G40).
Больной жалоб на умственную работоспособность не высказывает. Беседует охотно. Часто
подчеркивает, что «здоров и почти ничем серьезным не болел». Заметна склонность показать себя с
лучшей стороны. В речи встречаются слова с уменьшительными суффиксами. Инструкции
выслушивает очень внимательно. Выполняет задания старательно. Допущенные ошибки, даже самые
незначительные, старается скрыть (когда в чем-то неуверен, начинает говорить тихим голосом или
старается незаметно вообще уйти от выполнения трудного для него задания; часто свой неуспех
пытается оправдать тем, что он впервые столкнулся с работой такого рода).
Инструкции к заданиям усваивает. Суждения последовательные, логика суждений не нарушена.
Вместе с тем следует отметить выраженное нарушение операциональной стороны мышления.
Оперирование общими признаками предметов затруднено и заменяется установлением конкретно-
ситуационных связей между предметами. Умение абстрагироваться от конкретных деталей нарушено.
(Например, операция классификации предметов, в основе которой лежат выделение обобщенного
свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств, вызывает затруднение.
Больной часто прибегает к ситуационному принципу образования групп. Создает большое количество
мелких групп на основании довольно конкретной предметной связи. Так, объединяет в одну группу
посуду и весы «это все предметы для приготовления пищи... весы тоже к кухне подходят... они
способствуют лучшему приготовлению пищи... в поваренной книге предусматривается состав в
граммах... нужно что-то развесить, например, для приготовления торта надо знать все в граммах»).
Отмеченные нарушения мышления ярко и четко выступают при применении метода
исследования процесса опосредования (метод пиктограмм). В созданных образцах-ассоциациях
отсутствовала условность, много излишних конкретных деталей как в суждениях, так и в рисунках.
Например, для запоминания слова «сомнение» больной придумывает следующий образ и ведет такое
рассуждение: «Я раскрываю утреннюю газету, быстро просматриваю вторую страницу, но
предварительно я написал свою заметку и жду, что ее напечатают в этом номере, так как в предыдущем
не было... быстро пробежал одну страницу заметки нет, у меня возникают сомнения будет ли в
этом номере напечатана моя статья... открываю следующую страницу, допустим это газета «Неделя»,
опять нет, несколько страниц просмотрел, у меня возникает волнение напечатают или нет; в конце
концов я открываю предпоследнюю страницу и нахожу свою корреспонденцию, сомнение мое
исчезает».
При запоминании слова «справедливость» у больного возникает образ со следующими
пояснениями: «Показан мальчик пяти лет, у него была в руках конфета, у него выхватил конфету
мальчик десяти лет и пытался убежать, но здесь взрослый, увидев эту сцену, успел схватить мальчика,
десяти лет за руку, подвести к мальчику пяти лет, и тот возвращает ему конфету. Совершать такие
поступки несправедливо по отношению к малышам... взрослый им напоминает, что надо быть
справедливыми».
Описанный характер нарушений мышления можно квалифицировать как снижение уровня
обобщений.
Следует отметить выраженную утомляемость больного при умеренной интеллектуальной
нагрузке (сам больной тщательно пытается скрыть утомляемость). Отмечаются грубые колебания
внимания, которые иногда граничат с колебаниями тонуса сознания. Примером может служить
отсчитывание из 200 по 13 - ...187 ...175 ...83 ...70 ...157 ...144 ...123 ...126 ...48 ...135 ...138 ...39 ...123
...126 ...48 ...135 ...
|