нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение
имеет мышление, в исполнительной части умения, навыки, способности.
Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды
афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия
осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов.
Согласно концепции Бернштейна любое движение представляет сложную многоуровневую систему, в
которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых
параметров. Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный,
пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический), которые объединяют
произвольные и непроизвольные механизмы управления двигательным актом в единую систему.
Произвольные движения связаны также с организацией произвольного внимания и мотивации, которые
обеспечиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с
поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизованы, что неспособны к какому-либо
произвольному усилию (Брагина, Доброхотова, Лурия).
В целом, можно сказать, что произвольное управление связано с работой практически всей коры
головного мозга.
Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты, в случае, если воля
подавляет сильную эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю. Эмоции и воля в
реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. В случае возникновения
неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление), желание снизить интенсивность
работы или прекратить ее компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как
терпеливость. Состояние тревожности преодолевается с помощью решительности; состояние страха
смелости; состояние эмоционального возбуждения с помощью выдержки. В других случаях эмоции
стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в
отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна,
может вести к переутомлению. Чрезмерная волевая может привести к срыву высшей нервной
деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.
Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как
фенотипическая характеристика наличных возможностей человека. В волевых качествах сочетаются
моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно
связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго
терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей
человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что при формировании,
воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость
воспитателей. Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический
(моральный), физиологический
(волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности
нервной системы). Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и
системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь,
делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью
удерживать волевое усилие, это терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа
характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность.
Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и
посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может
создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено
нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного
мировоззрения является основой волевой организации личности.
Эмоции, чувства, переживания
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек
действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать
волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится
определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе. Эмоции и чувства процесс
отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим
людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта
и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют
|