определенные отличительные признаки. Во-первых, они характеризуются полярностью,
то есть
обладают положительным или отрицательным знаком: веселье грусть, радость печаль; счастье
горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое
единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него). Второй отличительной
характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность.
Именно в связи с эмоциями
Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях
напряжения и разрядки. Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности
(восторг, гнев) и астенические, сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль). Еще
одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность:
в
эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность,
они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску.
Поэтому индикаторами
эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения:
сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например,
английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания
ими воздушных налетов на Лондон).
Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций
неотделимость их от других
психических процессов. Эмоции как бы вплетены в ткань психической жизни, они сопровождают все
психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное
неприятное), в мышлении как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).
Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не
отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость
объекта для человека. По поводу функций эмоций в психологии существуют разные точки зрения. В
частности, эмоции рассматривают как рудимент, аффективный след инстинкта (Мак-Дауголл), и, как
всякий рудимент, эмоция обречена на постепенное угасание, отмирание. С этой проблемой связана
дискуссия о роли эмоций, которая развернулась между «физиками» и «лириками» в наши дни. Первые
утверждают, что развитому мышлению эмоции не нужны, они выступают как помеха. Действительно, в
ряде случаев сильные эмоции мешают достижению цели, искажают восприятие, затрудняют регуляцию.
Так нужны ли современному человеку эмоции? Каковы их функции? Эмоции человека тесно связаны с
потребностями, они возникают в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей,
перестраивают поведение человека в направлении удовлетворения потребностей, в этом проявляется их
регулирующая функция.
Соотношение эмоций и потребностей наиболее отчетливо представлено в информационной
теории эмоций Симонова. Согласно этой теории эмоции рассматривают как производное от качества и
интенсивности актуальной потребности и вероятностной характеристики среды. Эта зависимость
выражается формулой:
Э = П (И
с
- И
н
),
где Э эмоция, ее сила и знак;
П величина актуальной потребности;
И
с
информация, существующая в данный момент времени;
И
н
информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности.
Таким образом, если П = 0, то есть потребность отсутствует, то эмоции не возникают; в случае,
если И
с
= И
н
, человек обладает всей необходимой для
удовлетворения потребности информацией, эмоции также не возникают (человек просто
удовлетворяет насущную потребность). Эмоция достигает максимальных значений при отсутствии
информации, при этом она имеет отрицательный знак (всем знакомо состояние страха, тревоги перед
неизвестностью, или состояние неудовольствия в случае невозможности удовлетворения пищевой
потребности). При избытке информации, когда И
с
> И
н
, возникают положительные эмоции, либо
успокоение, расслабление. Таким образом, человек постоянно сравнивает информацию о том, что
требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от этого
испытывает различные эмоции, которые осуществляют регуляцию поведения.
Важнейшей функцией эмоций является оценочная,
эмоции оценивают значимость объектов,
ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или
информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает
невозможность полного логического анализа. Действительно, часто в ситуациях отсутствия
информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять
решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр. На эту
|