Опросник для исследования стадий психотерапии URICA (The University of Rhode Island Change
Assessment Scale),
создан группой авторов (McConnaughy, Prochaska, Veliser) в начале 80-х годов XX
века. Методика дает возможность определить 4 терапевтические стадии изменения (предразмышление,
размышление, действие и сохранение). С помощью методики можно проводить непрерывное
исследование отношений и установок пациентов в процессе психотерапии, характерных для каждой
стадии изменений. На основании результатов исследования определяется стадия психотерапевтического
процесса, на которой находится в данный период пациент, или выделяются характерные признаки
нескольких стадий. Первоначально методика исследования стадии психотерапии предназначалась для
описания проблем пациентов с аддиктивным поведением, проходящих психотерапию. Однако она
является общей по своему содержанию, так как пациенты должны ответить на вопросы относительно
имеющейся проблемы. Методика использовалась для измерения стадий терапии, связанных с большим
кругом поведенческих проблем. Стадии терапии являются важнейшим аспектом, которому до недавнего
времени не уделялось достаточного внимания как в литературе, так и в конкретных исследованиях.
Методика описывает содержание стадий психотерапии, основанное на их последовательности.
Цель методики заключается в том, чтобы отнести пациента к той или иной стадии терапии, выделяя
шкалы, по которым он обнаруживает наибольшие показатели. Первые исследования стадий
психотерапии свидетельствовали о том, что пациенты в каждый конкретный момент могут находиться
только на одной стадии терапии. Однако позднее выяснилось, что пациент может находиться
одновременно более чем на одной стадии.
Сопротивление, отрицание и различные уровни мотивации представляют собой серьезные
проблемы для процесса и результата психотерапии. Чаще всего готовность к изменениям
рассматривается как наличие или отсутствие
мотивации. Была выдвинута концепция изменения как
стадиального феномена. Процесс изменения представляет собой движение от предразмышления (для
которого характерно непонимание или нежелание работать с проблемами и недостаточная активность)
до размышления над проблемой (которое связано с серьезными намерениями и принятием решений).
Стадия действия сопряжена с усилением активности, последняя стадия успешных изменений стадия
сохранения представляет собой непрерывную деятельность, направленную на закрепление новых
форм поведения и восприятия. Связь между четырьмя оценочными шкалами методики предполагает
простейшую модель поведения; смежные пункты более связаны, чем не смежные. Поэтому переход от
одного элемента к другому можно охарактеризовать как возрастающую прогрессию, а не как
случайность или неожиданность.
Методика включает 32 пункта, предназначенных для измерения четырех стадий терапии. К
каждой стадии относится 8 высказываний, которые оцениваются пациентом по 5-балльной шкале: 1
не соответствует; 2 едва соответствует; 3 соответствует в достаточной степени; 4 сильно
соответствует; 5 очень сильно соответствует. Любое высказывание содержит описание того, что
человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных
проблем. Количество баллов по каждой шкале переводится в стандартизированные показатели (Т).
Основные стадии терапевтических изменений. 1. Стадия предразмышления. Большинство
больных, находящихся на данной стадии, не понимают или не до конца понимают характер своих
проблем или вовсе не признают у себя проблем, которыми следовало бы заниматься. По словам
Прохазка, «Дело не в том, что они не видят решения. Они не видят проблемы». Больной не испытывает
желания что-либо менять в себе или в ближайшем будущем, не понимает, каким образом сам
способствовал возникновению своих трудностей, не видит смысла в лечении. Члены семьи, друзья,
коллеги, напротив, понимают, что пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием
окружения, зачастую использующего уговоры или даже угрозы, пациент соглашается обратиться к
психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведении до тех пор, пока
сохраняется давление на него со стороны значимых людей. Пациенты, находящиеся на стадии
предразмышления, могут заявлять о своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных
намерений сделать это. Сопротивление пониманию и разрешению проблемы отличительная черта
данной стадии. Примеры высказываний, характерных для стадии предразмышления:
«Пребывание здесь для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне
никакого отношения».
«Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах».
2. Стадия размышления. Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется, возможно
ли разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать выражена недостаточно. Другой
важный аспект стадии размышления взвешивание «за» и «против» между проблемой и ее решением.
|