Navigation bar
  Print document Start Previous page
 519 of 541 
Next page End  

пониманию и разрешению проблем. Однако следует отметить, что в данном случае также в
определенной степени представлены признаки стадии размышления: пациент уже задумывается над
своими проблемами, однако его мотивация к активной работе еще явно недостаточна и не является
устойчивой. Показатели стадии действия и стадии сохранения указывают на отсутствие активности,
направленной на переработку проблем с целью их преодоления и изменения своего поведения.
Методика оценки особенностей руководства психотерапевтической группой
Методика для оценки особенностей руководства психотерапевтической группой. Л.: Институт
им. В. М. Бехтерева, 1980.
Инструкция испытуемому. Этот опросник содержит 21 ситуацию, каждая из которых может
возникнуть в ходе взаимодействий в группах. Определите, как бы Вы реагировали в этих ситуациях в
качестве руководителя группы. Для каждой ситуации предусмотрено 19 разных возможностей
реагирования. В приложенный бланк запишите относительно каждой ситуации:
1) в первую колонку — номера всех реакций, которые Вы предпочитаете (Ваш
предпочтительный выбор);
2) во вторую колонку — номер одной реакции из Вашего предпочтительного выбора, которую
Вы считаете самой важной (Ваш оптимальный выбор).
Ситуация 1: первое занятие группы
Вы ведете группу, которая сегодня в первый раз встречается. Когда вы входите и садитесь,
присутствует уже _____ членов. Вы представляетесь, и члены группы также представляются. Потом все
в ожидании смотрят на вас. Тишина.
Что Вы сделаете?
1. Я ничего не сделаю.
2. Скажу, что группа — это они сами, и от них зависит развитие и полезность группы.
3. Уверю их, что определенное напряжение типично для начала каждой группы.
4. Прерву молчание несущественным разговором.
5. Опишу цели и методы группы.
6. Скажу, что каждый их них выглядит напряженно, и мне любопытно, сдвинется ли группа с
места.
7. Спрошу, как они чувствуют себя на первом занятии (какие у них чувства в отношении группы
или взаимоотношения).
8. Скажу, как я себя чувствую (например, что я напряжен и полон ожидания).
9. Расскажу об опыте из собственной жизни.
10. Спрошу, почему все молчат.
11. Спрошу группу, что надо было бы сегодня делать.
12. Скажу, что, как мне кажется, они ожидают от меня начала беседы.
13. Скажу, что они хотят, чтобы я стал побуждающим и защищающим их руководителем.
14. Скажу, что считаю молчание выражением страха в группе.
15. Попрошу всех сказать, зачем они пришли в группу.
16. Начну разговор об их прошлом жизненном опыте (в частности, о семейных отношениях).
17. Поощрю участников к дискуссии об их целях с точки зрения научения и поведения.
18. Использую невербальный метод (например, начну ходить по кругу, сосредоточившись на
физическом напряжении).
19. Использую разыгрывание ролевых ситуаций (например, предложу кому-нибудь рассказать о
своей проблеме).
Ситуация 2: вопросы, касающиеся личности руководителя группы
Вскоре после начала первого занятия члены группы начинают задавать Вам вопросы,
касающиеся Вашей личной семейной жизни.
Что Вы сделаете?
1. Я ничего не сделаю.
2. Предложу им сказать, какие ответы они ожидают на данные вопросы.
Hosted by uCoz