Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 541 
Next page End  

стрессов.
Тонус является важнейшей структурной характеристикой состояния, многие авторы считают
даже, что различия между психическими состояниями обусловлены именно различиями тонической
составляющей. Тонус определяется уровнем функционирования нервной системы, в первую очередь,
ретикулярной формации, а также активностью гормональных систем. В зависимости от этого
выстраивается определенный континуум психических состояний:
Коматозное состояние -> наркоз -> гипноз -> быстрый сон -> медленный сон -> пассивное
бодрствование -> активное бодрствование -> психоэмоциональное напряжение ->
психоэмоциональная напряженность -> психоэмоциональный стресс -> фрустрация -> аффект.
Остановимся кратко на характеристике некоторых из этих состояний. Состояние активного
бодрствования (I степень нервно-психического напряжения по Немчину) характеризуется выполнением
произвольных действий, не имеющих эмоционального значения, на фоне низкого уровня мотивации. По
сути дела это — состояние покоя, невключенности в сложную деятельность для достижения цели. При
исследовании испытуемых, находящихся в данном состоянии, их характеристики не отличаются от
обычных фоновых показателей соматических систем и психической сферы.
Психоэмоциональное напряжение (II степень нервно-психического напряжения) появляется
тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель и существенная информация;
повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей.
Примером может быть выполнение повседневной профессиональной работы в обычных условиях. Это
состояние в ряде классификаций называется «операциональным напряжением» (Наенко). При этом
состоянии повышается уровень активированности нервной системы, что сопровождается
интенсификацией деятельности гормональной системы, повышением уровня деятельности внутренних
органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Наблюдаются существенные позитивные
сдвиги в психической деятельности: увеличивается объем и устойчивость внимания, усиливается
способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость внимания и
повышается переключаемость внимания, увеличивается продуктивность логического мышления,
наблюдается повышение когнитивной деятельности в целом. В психомоторной сфере наблюдается
уменьшение частотных и амплитудных характеристик тремора, увеличение точности и скорости
движений. Таким образом, состояние нервно-психического напряжения II степени
(психоэмоционального напряжения) характеризуется повышением качества и эффективности
деятельности.
Состояние психоэмоциональной напряженности (или состояние нервно-психического
напряжения III степени) появляется, когда ситуация становится личностно значимой, при резком
увеличении мотивации, повышении степени ответственности (например, ситуация экзамена,
публичного выступления, сложной хирургической операции). При этом состоянии происходит резкое
усиление деятельности гормональных систем, особенно надпочечников, что сопровождается
существенными сдвигами в деятельности внутренних органов и систем. В психической сфере
наблюдается отвлекаемость внимания, затруднения в извлечении информации из памяти, снижается
скорость и точность
реагирования, уменьшается эффективность деятельности. Появляются различные
формы отрицательного эмоционального реагирования: волнение, тревога, ожидание неудачи, провала.
Это состояние не случайно называется также состоянием эмоционального напряжения в противовес
описанному выше состоянию операционального напряжения.
Психоэмоциональный стресс появляется при выполнении непосильной работы в условиях
угрозы жизни или престижу, дефицита информации или времени. При психоэмоциональном стрессе
происходит снижение резистентности организма, появляются соматовегетативные сдвиги (повышение
артериального давления) и переживания соматического дискомфорта (боли в сердце и пр.). Происходит
дезорганизация психической деятельности. Продолжительные или часто повторяющиеся стрессы ведут
к психосоматическим заболеваниям. В то же время человек может противостоять даже длительным и
сильным стрессорам, если он владеет адекватными стратегиями поведения в стрессовой ситуации.
По сути дела психоэмоциональное напряжение, психоэмоциональная напряженность и
психоэмоциональный стресс представляют собой разные уровни проявления стрессовых реакций.
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (Селье).
По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, целью которого является
сохранение морфофункционального единства организма и обеспечение оптимальных возможностей для
удовлетворения имеющихся потребностей. Под неспецифическим ответом Селье понимал
стереотипный ответ организма, независимый от природы раздражителя. Лазарус разводит понятия
Hosted by uCoz