физиологического и психологического стресса. Они отличаются по особенностям стимула, механизму
возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением
гомеостаза, он вызывается непосредственным действием неблагоприятного фактора на организм
(например, погружение в ледяную воду, перегрев организма и пр.). Восстановление гомеостатических
функций обеспечивается висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают
стереотипный характер реакций, однозначно обусловленных характером стрессора. Поэтому при
физиологическом стрессе реакции стереотипны и предсказуемы. Иначе обстоит дело при
психологическом стрессе. Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как
значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Поэтому
при психологическом стрессе реакции индивидуальны и не всегда предсказуемы. «...Решающим
фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний, отражающим процесс
адаптации к сложным условиям у человека, является не столько объективная сущность «опасности»,
«сложности», «трудности» ситуации, сколько ее субъективная, личная оценка человеком» (Немчин).
Любая нормальная деятельность человека может вызвать значительный стресс, не причинив при
этом вреда организму. Более того, умеренный стресс (состояния нервно-психического напряжения I, II и
отчасти III уровня) мобилизуют защитные силы организма и, как было показано в ряде исследований,
оказывают тренирующий эффект, переводя организм на новый уровень адаптации. Вредоносным
является дистресс, или вредный стресс, по терминологии Селье. Состояние психоэмоциональной
напряженности, психоэмоционального стресса, фрустрации, аффекта можно отнести к дистрессовым
состояниям.
Фрустрация психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к
достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или воспринимаются
им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации
подкорковых образований, возникает сильный эмоциональный дискомфорт. При высокой
толерантности (устойчивости) по отношению к фрустраторам поведение человека остается в пределах
адаптивной нормы, человек демонстрирует конструктивное, разрешающее ситуацию поведение. При
низкой толерантности могут проявляться различные формы неконструктивного поведения. Наиболее
частой реакцией является агрессия, которая имеет разное направление. Агрессия, направленная на
внешние объекты: словесный отпор, обвинения, оскорбление, физические нападки на человека, который
вызвал фрустрацию. Агрессия, направленная на себя: самообвинение, самобичевание, чувство вины.
Может происходить смещение агрессии на других лиц или на неодушевленные предметы, тогда человек
«выливает свой гнев» на ни в чем не повинных членов семьи или бьет посуду.
Аффекты
стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного
характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю. Для аффекта
характерен сверхвысокий уровень активации, изменения во внутренних органах, измененное состояние
сознания, его сужение, концентрация внимания на каком-либо одном объекте, уменьшение объема
внимания. Изменяется мышление, человеку трудно предвидеть результаты своих поступков,
целесообразное поведение становится невозможным. Тормозятся не связанные с аффектом психические
процессы. Важнейшими показателями аффекта являются нарушение произвольности действий, человек
не отдает отчета в своих действиях, что проявляется либо в сильной и беспорядочной двигательной
активности, либо в напряженной скованности движений и речи («онемел от ужаса», «застыл от
удивления»).
Рассмотренные выше характеристики психической напряженности и тонуса не определяют
модальности эмоционального состояния. Вместе с тем, среди всех психических состояний мы не можем
найти ни одного, в котором эмоции не имели бы значения. Во многих случаях нетрудно отнести
эмоциональные состояния к приятным или неприятным, но довольно часто психическое
состояние
представляет собой сложное единство противоположных переживаний (смех сквозь слезы, радость и
печаль, существующие одновременно, и т. п.). Для обозначения двойственности переживаний Блейлер
предложил специальный термин «амбивалентность чувств».
К положительно окрашенным эмоциональным состояниям относятся удовольствие, состояние
комфорта, радости, счастья, эйфории. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от
общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и
спокойствием, ощущением способности справиться с жизненными проблемами. Аргайл и др. выделили
3 группы факторов положительных эмоциональных состояний, такие как полнота переживаний и их
глубина; успех; чувство привязанности к людям. Полнота переживаний имеет много общего с
«пиковыми переживаниями» или «моментами наиболее полного ощущения счастья и самореализации»
|