Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 541 
Next page End  

(Маслоу). Это состояние характеризуется как полная вовлеченность, погруженность в какую-либо
деятельность — трудовую или досуговую. Источником этой вовлеченности является равновесие между
сложностью деятельности и умениями человека. Если проблема, которую предстоит решить, слишком
сложна, появляется чувство беспокойства, если слишком проста, то чувство скуки.
Положительно окрашенное эмоциональное состояние влияет на протекание практически всех
психических процессов и поведение человека. Так, если в момент заучивания испытуемые находились в
состоянии удовольствия, радости, то доля последующего воспроизведения заученных слов составляла
78%, если же в состоянии подавленности, депрессии, то только 34%. Известно, что успех в решении
интеллектуального теста положительно влияет на успешность решения последующих заданий, неуспех
— отрицательно. Стимулирование положительных эмоций приводит к оригинальным и разнообразным
словесным ассоциациям, способствует творческой отдаче и благоприятно влияет на решение задач.
Многие эксперименты показали, что счастливые люди проявляют большую готовность прийти на
помощь другим. Так, в одном из экспериментов 47% испытуемых, положительно окрашенные,
эмоциональные состояния которых были вызваны воспоминаниями о счастливых эпизодах их жизни, с
готовностью согласились сдать свою кровь, в то время как в контрольной группе на это согласились
лишь 17%. Многие исследования свидетельствуют о том, что люди, находящиеся в хорошем
расположении духа, склонны более положительно оценивать свое окружение (Аргайл).
Совсем по-другому характеризуются отрицательно окрашенные эмоциональные состояния, к
которым можно отнести состояния печали, меланхолии, тревоги, депрессии, страха, паники. Наиболее
изученными являются состояния тревоги, депрессии, страха, ужаса, паники.
Состояние тревоги возникает в ситуациях неопределенности, когда характер или время
возникновения угрозы не поддается предсказанию. Тревога — сигнал
опасности, которая еще не
реализована. Состояние тревоги переживается как чувство диффузного опасения, как неопределенное
беспокойство — «свободноплавающая тревога». Тревога изменяет характер поведения, ведет к
усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и
тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность
тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к
нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и
поведения. При изучении тревоги выделяют тревогу, как личностную черту, обусловливающую
готовность к тревожным реакциям, проявляющимся в неуверенности в будущем, и актуальную тревогу,
входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент (Спилбергер, Ханин).
Березин, основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает
представление о существовании тревожного ряда. Этот ряд включает в себя следующие аффективные
феномены.
1. Ощущение внутренней напряженности. Создавая напряженность, настороженность, этот
уровень тревоги имеет наиболее адаптивное значение, поскольку включает механизмы адаптации,
модифицирует активность личности и не сопровождается нарушениями интеграции поведения.
2. Гиперестезические реакции. При нарастании тревоги ранее нейтральные стимулы
приобретают значимость, им придается отрицательная эмоциональная окраска, утрачивается
дифференциация значимых и незначимых стимулов, в результате чего множество событий внешней
среды становятся значимыми для субъекта, а это, в свою очередь, еще больше усиливает тревогу).
3. Собственно тревога характеризуется появлением ощущения неопределенной угрозы, неясной
опасности. Признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и предсказать
время ее возникновения. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с
отсутствием или бедностью информации, с неадекватностью ее логической переработки или
неосознаванием факторов, вызывающих тревогу.
4. Страх. Неосознаваемость причин тревоги, отсутствие ее связи с объектом делают
невозможным организацию деятельности по устранению или предотвращению угрозы. В результате
неопределенная угроза начинает конкретизироваться, происходит смещение тревоги к конкретным
объектам, которые начинают расцениваться как угрожающие, хотя это может и не соответствовать
действительности. Такая конкретизированная тревога представляет собой страх.
5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги
приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы. А это вызывает потребность в
двигательной разрядке,
которая проявляется в следующем шестом феномене —
тревожно-боязливом
возбуждении,
на этой стадии дезорганизация поведения достигает максимума, возможность
целенаправленной деятельности исчезает.
Hosted by uCoz