(Маслоу). Это состояние характеризуется как полная вовлеченность, погруженность в какую-либо
деятельность трудовую или досуговую. Источником этой вовлеченности является равновесие между
сложностью деятельности и умениями человека. Если проблема, которую предстоит решить, слишком
сложна, появляется чувство беспокойства, если слишком проста, то чувство скуки.
Положительно окрашенное эмоциональное состояние влияет на протекание практически всех
психических процессов и поведение человека. Так, если в момент заучивания испытуемые находились в
состоянии удовольствия, радости, то доля последующего воспроизведения заученных слов составляла
78%, если же в состоянии подавленности, депрессии, то только 34%. Известно, что успех в решении
интеллектуального теста положительно влияет на успешность решения последующих заданий, неуспех
отрицательно. Стимулирование положительных эмоций приводит к оригинальным и разнообразным
словесным ассоциациям, способствует творческой отдаче и благоприятно влияет на решение задач.
Многие эксперименты показали, что счастливые люди проявляют большую готовность прийти на
помощь другим. Так, в одном из экспериментов 47% испытуемых, положительно окрашенные,
эмоциональные состояния которых были вызваны воспоминаниями о счастливых эпизодах их жизни, с
готовностью согласились сдать свою кровь, в то время как в контрольной группе на это согласились
лишь 17%. Многие исследования свидетельствуют о том, что люди, находящиеся в хорошем
расположении духа, склонны более положительно оценивать свое окружение (Аргайл).
Совсем по-другому характеризуются отрицательно окрашенные эмоциональные состояния, к
которым можно отнести состояния печали, меланхолии, тревоги, депрессии, страха, паники. Наиболее
изученными являются состояния тревоги, депрессии, страха, ужаса, паники.
Состояние тревоги возникает в ситуациях неопределенности, когда характер или время
возникновения угрозы не поддается предсказанию. Тревога сигнал
опасности, которая еще не
реализована. Состояние тревоги переживается как чувство диффузного опасения, как неопределенное
беспокойство «свободноплавающая тревога». Тревога изменяет характер поведения, ведет к
усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и
тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность
тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к
нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и
поведения. При изучении тревоги выделяют тревогу, как личностную черту, обусловливающую
готовность к тревожным реакциям, проявляющимся в неуверенности в будущем, и актуальную тревогу,
входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент (Спилбергер, Ханин).
Березин, основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает
представление о существовании тревожного ряда. Этот ряд включает в себя следующие аффективные
феномены.
1. Ощущение внутренней напряженности. Создавая напряженность, настороженность, этот
уровень тревоги имеет наиболее адаптивное значение, поскольку включает механизмы адаптации,
модифицирует активность личности и не сопровождается нарушениями интеграции поведения.
2. Гиперестезические реакции. При нарастании тревоги ранее нейтральные стимулы
приобретают значимость, им придается отрицательная эмоциональная окраска, утрачивается
дифференциация значимых и незначимых стимулов, в результате чего множество событий внешней
среды становятся значимыми для субъекта, а это, в свою очередь, еще больше усиливает тревогу).
3. Собственно тревога характеризуется появлением ощущения неопределенной угрозы, неясной
опасности. Признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и предсказать
время ее возникновения. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с
отсутствием или бедностью информации, с неадекватностью ее логической переработки или
неосознаванием факторов, вызывающих тревогу.
4. Страх. Неосознаваемость причин тревоги, отсутствие ее связи с объектом делают
невозможным организацию деятельности по устранению или предотвращению угрозы. В результате
неопределенная угроза начинает конкретизироваться, происходит смещение тревоги к конкретным
объектам, которые начинают расцениваться как угрожающие, хотя это может и не соответствовать
действительности. Такая конкретизированная тревога представляет собой страх.
5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги
приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы. А это вызывает потребность в
двигательной разрядке,
которая проявляется в следующем шестом феномене
тревожно-боязливом
возбуждении,
на этой стадии дезорганизация поведения достигает максимума, возможность
целенаправленной деятельности исчезает.
|