делит на плодотворные и неплодотворные. Человек с плодотворной ориентацией видит источник своих
благ в самом себе как воплощение своих сил и возможностей. Люди с неплодотворными ориентациями
видят источники благ во внешней среде, вне себя, они ориентированы на то, что единственный способ
обрести желаемое это взять его из внешнего мира. Они хотят получить, но не способны давать. К
неплодотворным ориентациям Фромм относит рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую,
рыночную. Неплодотворные ориентации также имеют как отрицательные, так и положительные
стороны. Но только человек с плодотворной ориентацией является по-настоящему свободным и
независимым.
Говоря о характере, необходимо отметить, что характер строится не на отдельных,
изолированных чертах, а представляет собой определенную структуру. Группировка черт характера в
определенные комплексы определяется отношениями, вокруг которых группируются черты характера.
Нетрудно назвать черты характера, в которых проявляется отношение к людям: общительность,
замкнутость, доброта, тактичность и др.; или отношение к труду: трудолюбие, лень, ответственность и
др. Однако структура черт характера не исчерпывается их группировкой, необходимо учитывать также
взаимодействие черт характера, так как смысл каждой отдельной черты зависит от того, с какими
другими чертами она сочетается. Например,
прямота, откровенность в сочетании с чуткостью,
вежливостью имеют одну социальную оценку, в сочетании с грубостью совсем другую. Важным
показателем характера является его цельность,
которая проявляется в непротиворечивости черт
характера, в единстве отношений личности и способа их осуществления.
На формирование характера влияют жизненные и социальные условия. Важную роль имеет
семейное воспитание. В стилях семейного воспитания выделяют 2 основных параметра: контроль и
любовь принятие ребенка. Эти два показателя представляют собой континуум от полной
самостоятельности до жесткого контроля и от любви до враждебности по отношению к ребенку (рис.
10).
Рис. 10. Стили семейного воспитания (по Шеферу).
В условиях жесткого контроля, высокой требовательности, властности формируется либо
протест, желание высвободиться, либо дети адаптируются к требованиям и у них формируется
заниженная самооценка, неуверенность в себе, низкая самостоятельность, социальная незрелость. Если
же высокая требовательность сочетается с эмоционально холодным, отвергающим отношением
(воспитание по типу Золушки), то дети из таких семей испытывают трудности в общении, относятся к
людям с недоверием, часто проявляют жестокость.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля
гипоопека
ведет к вседозволенности, поведение подростка становится непредсказуемым, зависит от внешних
влияний (возможны наркомания и другие формы асоциального поведения).
Родительская любовь в сочетании с излишней заботой о ребенке
гиперопека приводит к
несамостоятельности, пассивности, трудностям в общении, становится тормозом на пути развития.
|