всякую индивидуальную особенность человека можно назвать чертой характера. Когда в психологии
говорят о характере, то имеют в виду не формально-динамическую сторону психики, которая
отражается в темпераменте, а содержательную. «Характер выражается в направленности личности, ее
установках и значимых отношениях, которые регулируют и контролируют все проявления человека»,
писал Рубинштейн. Таким образом, в анализе характера на первый план выступают отношения
человека. Огромный вклад в изучение и понимание отношений человека внес Мясищев. Отношения он
определял как сознательную избирательную, основанную на опыте, психологическую связь человека с
различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и
переживаниях. Отношение Мясищев рассматривает как движущую силу личности, поскольку в
отношениях к каждому объекту потенциально выражаются сознание, чувства и воля, что проявляется в
интересах, эмоциональной оценке, в различной степени активности личности, ее влечениях, желаниях,
потребностях. Ананьев, рассматривая генезис характера, полагает, что первыми возникают отношения
личности к другим людям, которые, закрепляясь в жизнедеятельности, превращаются в наиболее общие
и первичные коммуникативные черты характера. По мере становления и формирования предметной
деятельности, постепенно складываются предметно-действенные отношения и соответствующие им
«деловые» черты характера. Принятие субъектом этих отношений в качестве личностно-значимых
способствует формированию интеллектуальных черт и собственно «деловых», как, например,
аккуратность, ответственность, трудолюбие. Позже других формируется система отношений личности к
самой себе, на основе этих отношений формируются рефлексивные свойства характера (самоотношение
и др.).
Характер это система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому
себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях
социального поведения. Из трех типов отношений личности: отношения человека к людям, к себе, к
предметам внешнего мира, Мясищев выделял категорию отношения к людям, считая, что она является
«решающей и определяющей и носит характер взаимоотношений». Ядром черты характера, как формы
реагирования личности в условиях социальных взаимоотношений, является соотношение между
социальными и индивидуальными ценностями. Это соотношение может быть разным, что и определяет
моральную оценку черты характера или характера в целом. В случае, если человек осознает себя как
члена общества, для которого существуют определенные моральные нормы, имеют место нормальные
видо-родовые отношения. При нарушении этих соотношений появляются отрицательно оцениваемые
черты характера. Например, проявление лживости означает нарушение этих соотношений частного и
общего в пользу частного. Может быть другой вариант, когда депривируются личные, частные
интересы в пользу общественных, что ведет к нарушению индивидуальных потребностей.
Исходя из доминирующего способа отношений к себе и к другим людям, Братусь намечает 4
уровня в структуре личности.
I эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному
удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе как к самоценности, к другим сугубо
потребительское и определяется тем, помогает этот другой личному успеху или нет. Если помогает, то
оценивается положительно, если нет то отрицательно.
II группоцентрический. Человек идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его
к людям зависит от того, входят ли они в его группу. Группа может быть как маленькой (семья), так и
большой (народ, нация, партия и т. п.). Если другой входит в эту группу, то он достоин жалости,
сострадания, уважения, любви, если нет, то эти чувства на него не распространяются.
III просоциальный, или гуманистический. За каждым человеком подразумевается
самоценность и равенство в отношении прав и свобод. Общая устремленность личности этого уровня на
достижение таких результатов, которые принесут пользу другим, даже «дальним» людям, человечеству
в целом. Братусь считает, что только начиная с этого уровня, можно говорить о нравственности, на
предыдущих уровнях речь может идти лишь о морали эгоцентрической или групповой,
корпоративной.
IV духовный. На этом уровне устанавливаются отношения человека с Богом, другой человек
приобретает в его глазах не только гуманистическую, но и божественную ценность.
На каждом уровне изменяется представление человека о благе и счастье. При этом существуют
разные ступени принятия личностью этих уровней: ситуативная, устойчивая, личностно-ценностная.
В концепции Фромма под чертой характера понимается та или иная ориентация, выражающая
доминирующие социальные установки. Внешними детерминантами этих установок отношений могут
быть предметная среда, люди и внутренний мир самого человека, его «Я». Все ориентации Фромм
|