Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 541 
Next page End  

контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы, правила поведения. В основе
этого мотива лежит комплекс превосходства, выделенный Адлером, который в процессе развития
может принимать как конструктивное, так и деструктивное направление.
Мотив аффилиации стремление к контактам с другими людьми, стремление к сотрудничеству
и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверия, равенства партнеров
по общению. Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения, которая проявляется в
боязни быть отвергнутым, непринятым. У людей с преобладанием мотива отвержения проявляется
неуверенность в себе, скованность в ситуациях общения.
Альтруистические мотивы проявляются в потребности помогать другим на бескорыстной
основе. В основе — способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и чувство
ответственности.
Всю совокупность мотивов поведения и деятельности определяют как мотивацию личности.
Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалами,
мировоззрением, убеждениями, направленностью личности, кроме того, такими субъективными
характеристиками, как умения, знания, способности, характер. В качестве объективных детерминант
мотивации выступают условия деятельности. Мотивация рассматривается как процесс,
поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне в каждый конкретный
момент времени.
Я-концепция. В психической деятельности человека выделяется особый род активности это
«рефлексивная деятельность, активность «Я», направленная на самое себя. В рефлексивной
деятельности «Я» выступает как объект своих действий и переживаний (Рубинштейн).
Образ «Я» как особое психологическое образование было выделено и охарактеризовано
Джеймсом в 1892 г. в рамках изучения самосознания. Глобальное, личностное «Я» (Self) он
рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и «Я» как объект
(Me). Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Таким образом,
Джеймс впервые подчеркнул различия Я-субъекта и Я-объекта.
Рефлексивность, или самосознание — это форма переживания человеком своей личности, форма,
в которой личность открывается самой себе. Самосознание развивается постепенно, генетически это
самая поздняя характеристика сознания. Самосознание возникает как продукт жизни в обществе,
жизненного опыта. Необходимой предпосылкой формирования самосознания является сравнение себя с
другими людьми. Человек как в зеркало смотрится в другого человека. Салливан писал по этому
поводу: «Для того, чтобы мы поняли, кто мы такие, мы должны знать реакции на нас других людей».
Для формирования самосознания важно не только общение, но и труд и, в первую очередь, предметные
действия ребенка. Ананьев выделяет основные стадии в формировании самосознания именно в связи с
развитием предметных действий и общения.
На 1-й стадии ребенок отделяет свои действия от предметов своих действий. Это происходит в
конце 1-го года жизни.
На 2-й стадии происходит отделение ребенком себя от своих действий, то есть осознание им
того, что выполненные действия есть его действия, он сам является субъектом деятельности.
3-я стадия связана с формированием образа «Я». Это происходит в 2-3 года, когда дети
переходят от называния себя по имени к использованию в разговорах о себе местоимения мой, моя, мое,
у меня.
4-я стадия (3-4 года) характеризует переход от представления себя к мысли о себе, формируется
понятие о себе.
Появляется самооценка. В этом возрасте дети не только указывают причины своих
действий, но и дают им оценки. В начале эти оценки являются простым выражением оценки других
лиц. Несколько позже появляется отражение и оценка своих психических состояний, желаний, хотений,
мотивов.
Таким образом, развитие самосознания начинается с осознания своего тела, различных его
органов и создания экстероцептивного образа самого себя. Образ своего физического облика
складывается раньше, чем духовного, психологического.
Огромное влияние на формирование Я-концепции оказывает социальная среда, взаимодействие с
другими людьми и, прежде всего, с членами семьи. Столин выделяет в качестве основных феноменов,
влияющих на формирование Я-концепции, следующие:
1) прямое или опосредованное усвоение точки зрения другого на себя;
2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей норм, оценок, стандартов,
способов поведения;
Hosted by uCoz