3) трансляция ребенку со стороны близких конкретных оценок, стандартов и т. п.;
4) система контроля за ребенком (предоставление самостоятельности или жесткий контроль);
5) система отношений, складывающихся между ребенком и родителями (равенство общающихся,
функциональное неравенство, система трансакций);
6) вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье (семейная идентичность);
7) механизм идентификации, то есть уподобление себя в форме переживаний и действий другому
лицу.
«Я-концепция» имеет сложную структуру и включает следующие составные части.
Я-физическое образ тела, переживание отдельных сторон своего физического облика,
дефектов или недостатков. Эта сторона Я-концепции особенно большое значение имеет в детском и
подростковом возрасте, когда другие стороны «Я» еще отстают в своем развитии. Значение Я-телесного
иллюстрируется открытым Адлером в начале нашего века эффектом компенсации и сверхкомпенсации
органических дефектов.
Я-психологическое восприятие собственных черт личности, способностей, мотивов,
притязаний. Психологическое «Я» составляет основу Я-концепции.
Я-социально-ролевое ощущение себя носителем тех или иных социальных ролей и функций
(например, профессионала, отца семейства, члена общественной организации и т. п.). Социально-
ролевая идентичность человека очень важная составляющая Я-концепции.
Самоотношение,
или смысл «Я». Внешним проявлением самоотношения является самооценка
общее положительное или отрицательное отношение к себе. Самооценка относится к центральным
образованиям личности, ее ядру, в значительной мере определяет социальную адаптацию личности.
Важными характеристиками самооценки являются целостность, интегрированность и автономность
самооценки, ее независимости от внешних оценок. В формировании самооценки огромную роль играет
родительское отношение: положительная самооценка формируется родительской любовью,
отрицательная нелюбовью, отвержением ребенка. Важную роль играет также успех деятельности.
Джеймс определил формулу самооценки:
Притязания
Успех
СО
Из этой формулы следует, что для того, чтобы повысить самооценку, нужно либо повысить
успешность деятельности, создать для человека ситуацию переживания успеха, либо снизить
притязания. Если человек, имеющий завышенные притязания, постоянно наталкивается на неуспех, это
ведет его к фрустрирующим переживаниям.
Выделяют (Д. А. Леонтьев) еще один уровень Я-концепции
Я-экзистенциальное,
в котором
отражены особенности взаимоотношений личности с окружающим миром. Оно проявляется в
ощущении себя источником активности или, наоборот, пассивным объектом воздействий, переживания
своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Это уровень, в котором отражаются
общие принципы отношений личности с окружающим миром, а не отдельные свойства.
В целом Я-концепцию можно представить как иерархически организованную структуру,
разворачивающуюся от глубинного самоощущения до вербализованных концептуальных
представлений о себе.
В психологии принято выделять две формы Я-концепции: Я-реальное и Я-идеальное. Я-реальное
включает те представления человека о самом себе, которые, по его мнению, наиболее достоверно и
адекватно характеризуют личность в данный момент. Идеальная Я-концепция это представления
личности о себе в соответствии с идеалами, желаниями («каким я хотел бы быть»), сумма желательных
качеств. Фактически соотношение Я-реального и Я-идеального положено в основу самооценки,
понимаемой как соотношение реальных достижений индивида и его притязаний. Сущностью чувства
самоуважения является соотношение индивидуального идеала и достижений. Соотношение Я-реального
и Я-идеального лежит в основе механизмов адаптации личности. Идеальное «Я» это развитые и
активные жизненные силы, потенции Я-реального, побуждающие личность к развитию. Я-идеальное и
Я-реальное, как правило, не совпадают и не могут совпадать полностью. Однако большие расхождения
между ними, конфликтный характер соотношения (когда в идеальном «Я» присутствует одна черта, а в
реальном «Я» ее противоположность) считается тревожным симптомом, так как ведет к нарушениям в
поведении и неадаптивности. Выделяют следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции
(Ремшмидт).
1. Снижение самоуважения и часто как следствие социальная деградация, агрессивность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Человек легко поддается влиянию
|