Глава 6. Методы социальной психологии
Этапы социально-психологического исследования. Первое, с чего необходимо начинать
социально-психологическое исследование, это составление его программы, включая и
соответствующий план работы.
Первый шаг на данном пути состоит в выборе темы исследования. Желательно определить эту
тему как можно более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом
исследователя или его контактами с коллегами, включая чтение специальной литературы. Порой
исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая, как ему кажется, недостаточно объясняет
определенные факты, и принимает решение внести туда бОльшую ясность.
Теория это система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления
связаны между собой. Как отмечает американский психолог Франзой, самый главный вопрос для
исследователя состоит в том, насколько точно данная теория может предсказать поведение. Кроме того,
необходима «внутренняя согласованность» теории, то есть не должно быть никаких логических
несоответствий теоретических идей. Третья черта хорошей теории заключается в том, что она должна
быть экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения, которые необходимы
для объяснения рассматриваемого феномена. Наконец, четвертым и самым важным свойством хорошей
теории является ее фертильность (плодородие) способность захватывать воображение ученых в
такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого
разнообразия социального поведения.
Далее осуществляется поиск соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для
того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных
рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего
исследования. Во многих случаях первый и второй этапы последовательной работы трудно отделить
друг от друга. Так, порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследования, пока не
осуществит соответствующий литературный поиск. Когда информация, относящаяся к изучаемой теме,
освоена исследователем в достаточной степени, он обращается к формулированию гипотез. Под
гипотезой имеется в виду вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения
явлений. Гипотезы представляют собой логическое следствие определенной теории. Исследователю
необходимо формулировать такие гипотезы, которые затем можно проверить эмпирически.
Следующий этап выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа
исследований, используемых в социальной психологии, корреляционный и экспериментальный. Они
различаются по характеру организации. Корреляционное исследование направлено на выявление
взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается
манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента он собирает данные с целью
проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность
манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.
Выбор между корреляционным и экспериментальным планом зависит от того, где исследователь
намерен проводить сбор информации: в обстановке естественной среды (в «поле») или в лаборатории,
где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований проводится с
помощью экспериментального метода. Большая же часть полевых исследований корреляционные. По
данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75% социально-
психологических исследований. Подавляющая часть оставшихся 25% приходится на долю
корреляционного метода. В отечественной социальной психологии, сравнительно с американской,
соотношение между экспериментальным и корреляционными исследованиями выглядит скорее
противоположным образом.
Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к
сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных: наблюдение, опросы и анализ
различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за различными поведенческими
реакциями людей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение
корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также
документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах
судебных дел, переписей населения.
После того, как собраны первичные данные, исследователь обращается к их анализу. В
|