когда сковывает наши действия, леденит душу. Он мешает установить рекорд, сказать вслух, что мы
думаем, мешает сделать новое открытие. Победа над страхом в таких ситуациях - это проявление
силы духа. Как же приручить страх и излишнюю тревожность?
Страх можно нарисовать (игра 35). Как может выглядеть нарисованный страх?
Вот как видит свой страх Ира..
Владимир, художник этой книги, видит свой страх по-иному:...
Рисунок может быть абстрактным или конкретным. Как правило, ученики не могут сразу
нарисовать страх, и им надо дать время, чтобы его представить. Примеры других учеников помогают
даже самым большим тугодумам справиться с этим необычным заданием. Некоторые ученики смогли
представлять и рисовать одновременно. Важно давать следующую установку:
- Не думай, как нарисовать, не старайся специально рисовать красиво, "отпусти" руку, пусть она
рисует сама, не командуй ею. Скажи себе: "Что получится, то и получится".
Иногда ученики говорят, из какой части тела страх исходит, могут показать его жестами.
После этого получившийся на картинке страх надо забыть. Картинку можно сжечь или разорвать
на мелкие кусочки и выкинуть их. Для забывания можно взять любой из описанных в этой книге
способов. Но чаще всего ученики предпочитают представлять сжигание картинки. Может быть,
потому, что огонь - самый эффективный способ разрушения, и это близко нашему вытесненному
чувству агрессии. Один ученик сажал свой страх в поезд, прощался с ним и отправлял в "страну
страхов": "Их там много, пусть там живут. Теперь, если я и боюсь, то наполовину оттого, что уже было
раньше."
Ученики разделяют страхи на тот, с которым можно жить, -например, когда на уроке ставят двойку
и ты боишься наказания родителей, - и на тот, с которым жить нельзя, например страх перед
выходом к доске, от одной мысли о котором может случиться приступ тошноты. Ученики
предпочитают начинать с "легкого" страха, переходя потом к "главному". Но с ним сразу справиться
не удается, и обычно ученики рисуют серию "промежуточных" страхов, и лишь затем "главный" страх,
который тогда исчезает.
Если представить страх не удается, то ученик может воспользоваться подсказкой и выбрать
рисунок, который больше всего напоминает ему его страх.
11. КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ
Название "комбинированные методы" возникло от использования совместно нескольких методов
развития памяти: измененных модальностей, регрессии, трансформации и др. Эти методы успешно
работают и сами по себе, но в жизни часто все перемешивается - и уже трудно различить, где
кончается один метод и начинается другой. Впервые комбинированный метод был описан в книге
"Тактильная память". Суть его в следующем: надо взять 5-10 дощечек с разной шероховатостью и
разложить их в таком порядке - от самой неприятной на ощупь до самой приятной. Как правило, это
различие интуитивно. На вопрос, заданный ученику: "Почему ты так разложил, а не по-другому?" -он
пожимает плечами. На следующем этапе игры ученику предлагают задуматься, почему той или иной
дощечке он отдает предпочтение. Могут появиться самые различные ассоциации на предмет
"нравится - не нравится", но нам важно, чтобы ученик искал ответ в своих воспоминаниях. Важны не
фантастические придумки, а реальные воспоминания неприятных, более приятных и очень приятных
событий ушедшего детства. Например, для Алексея самая неприятная дощечка - с наждачной
бумагой. Она ему напоминает каменистую местность. В 6 лет он бегал по двору и упал, разодрав
колено о камни. Следующая дощечка уже более приятная. Рельеф дощечки напоминает Алеше
|