11. Комбинированные методы.
1. РЕГРЕССИЯ
Когда человек вспоминает детство? Что нам несут эти воспоминания?
Следующий пример почти слово в слово могут повторить многие ученики и ученицы: "Я не
выучила урок и поэтому испугалась, когда меня вызвали к доске". Капельки пота, мурашки,
сердцебиение, дрожание голоса - вот первые признаки эмоционального стресса. Вдруг девочка
вспомнила, как мечтала стать актрисой. Воспоминания лишь промелькнули тенью, но этого хватило,
чтобы спина выпрямилась, голос окреп, глаза засветились. Класс превратился в сцену и, затаив
дыхание, слушал. Она не отвечала урок - она говорила обо всем сразу, что видела и чувствовала ее
душа в этот момент. Дотоле грозный учитель как бы растворился, слился со своими учениками, и их
взгляды, как молчаливые аплодисменты, подтверждали ее победу. Она хорошо запомнила, с чего все
началось: в трудную минуту воспоминания подхватили ее - и понесли к успеху.
Ежедневные стрессы школьники преодолевают, используя ресурсы своей памяти. И каждый имеет
опыт, когда яркое воспоминание спасало его от неприятных переживаний. Я спрашивал людей,
которые сидели в одиночных камерах, о чем они думали перед сном, - и оказалось, что многие
погружались в детские воспоминания. Многие эмигранты, которые еще не обустроились на новом
месте, отмечали необычно яркие и непосещавшие их ранее переживания детства. Позже, когда все
обустроится, детство не постучится в их сны - оно отправится в забвение до следующих тревожных
ночей. Вот так: внезапно приходящее детство оказывается тихой гаванью, куда не докатываются
разрушающие волны цивилизации. Мы пользуемся регрессией, но в последствии можем не отдавать
ей должного признания. Детские воспоминания могут лечить душу, и это лекарство может быть
доступно всем.
Метод регрессии (от лат. regressus
- обратное движение) отличается от метода
автобиографической памяти. При автобиографической памяти мы используем хорошо известные
нам, легко вспоминаемые события, происшедшие с нами, с друзьями, с государством. И, вспоминая,
мы лишь касаемся этих событий, не вдаваясь в подробности, можем не переживать их эмоционально,
как будто привычно перелистываем календарь. Они должны быть значимы для нас или для истории,
иначе мы не зафиксировали бы их в памяти. При регрессии же мы погружаемся в новые, ранее не
вспоминаемые события. Мы как бы ищем клад, но не знаем, на что наткнемся. При этом мы можем
вспомнить сущий пустяк, ничего не значащий ни для нас, ни для истории, но в этот момент к нам
возвращается теплота, нежность, любовь и сознание важности каждого нашего вздоха. Мы
оказываемся на "острове памяти", и нам хочется задержаться и пережить все заново. Эти встречи не
просто эмоционально окрашены, - мы не перелистываем календарь, а встречаемся лицом к лицу с
жизнью, подозрительно нам знакомой. Можно сказать, что мы не вспоминаем детство, а вновь
оказываемся там, и яркость переживаемого доказывает обратимость времени. При этом состояние
регрессии может быть настолько глубоким, что взрослый человек чувствует себя ребенком и
демонстрирует формы детского мышления. Когда он чувствует себя трехлетним и его спрашивают:
"Как зовут твою маму?", - он отвечает: "Мама!" Его спрашивают: "Облака живые, деревья живые?" Он
отвечает: "Облака живые, они двигаются; деревья - неживые!" Взрослые же при ответе на первый
вопрос называют имя матери, а на второй вопрос отвечают: "Дерево живое, облака - нет."
Если я спрошу человека, невладеющего этим методом, что он делал 5 лет назад, в этот день, в
этот час, - он, наверняка, не ответит. Ученик, владеющий регрессией, сможет подробно описать этот
день, хотя раньше никогда его не вспоминал. Способность воспроизводить детский возраст мало
изучена. Но в ней - ключ к разгадке секретов памяти. Почему одни люди (художественный тип)
обладают яркими образами, легко входят в регрессию и могут вспомнить даже стук сердца матери,
когда они еще были у нее в утробе, а другие (мыслительный тип) не могут видеть как наяву и
довольствуются воспоминаниями по фотографиям, по рассказам бабушек, по наталкивающим
ассоциациям? И только обучение приоткрывает дверь в этот потерянный мир, имевший когда-то
такую власть над ними. Нужно ли нам туда возвращаться?
Этот вопрос можно было бы и не ставить, ведь дети и без нас нашли на него ответ, но перегрузки
нашего времени говорят о том, что пришла пора развивать воображение и память - даже для
сохранения здоровья, и делать это, начиная с детского сада.
При овладении этим методом желательно использовать спокойную музыку и уметь проводить
релаксацию. Как только ученик сможет вспоминать себя в 7, 6, 5, 4, 3 и даже в один-два года, - и при
этом вспоминать новые события, а не известные ранее по рассказам родителей, - он овладел
регрессией как методом психологической защиты, а вместе с ней и резервами своей памяти. Мы уже
говорили, что сложнее научиться вспоминать, чем запоминать.
Не надо путать регрессию как метод развития образной памяти с регрессией как феноменом
психоанализа, при котором происходит возврат к детским формам поведения. В нашем случае
поведения как такового нет, есть лишь яркие воспоминания, которые могут нахлынуть наяву или
|