придти во сне. Это может занимать всего несколько минут и не сопровождается перестройкой
поведения, характера, реакций на окружающих. И наоборот, при регрессии в психоанализе может не
наблюдаться визуализации детских воспоминаний, а есть просто формы возрастного поведения. Но и
в том, и в другом случае регрессия работает как механизм защиты, и разница лишь в том, что в
нашем случае он протекает внутри, как мыслеобраз, а не снаружи, как поведение. И мы учим
сознательно усиливать или ослаблять этот механизм, данный нам нашей природой.
В этой книге игры 1, 2, 3 направлены на тренировку указанных способностей. Каждый человек в
своей жизни может припомнить случай, когда регрессия помогала ему справиться с неожиданной
проблемой. Вот что рассказала маленькая Ника: "У меня было плохое настроение, и я долго не могла
заснуть. Тогда я вспомнила, как в годик мама укладывала меня спать. Она гладила меня и что-то
шептала. После этого я быстро заснула".
Примеры, подобные этому, показывают, что дети имеют опыт применения регрессии, но они не
придают ему значения, пока на это не обратит внимание педагог. Отсюда направление многих игр в
этой книге: обратить внимание на собственный опыт, оглянуться назад и - поучиться у себя самого. А
уже затем, как спортсмены тренируют свои мышцы, тренировать свое образное мышление на других
примерах.
Успешность занятия можно оценить коэффициентом полноты воспоминания. Для этого мы
применяем шкалу регрессии (от 0 до 5):
0 - образов нет, вспоминаю логически, - скорее вычисляю, чем припоминаю, когда надо вспомнить
какую-нибудь дату.
1 - образы смутные, расплывчатые, как в тумане. Что-то вспоминается, но с подсказками
родителей или по фотографиям.
2 - образы яркие, но "внутри головы". Хорошо представляется то, что было знакомо ранее.
3 - образы яркие, "вынесенные во вне". Хорошо представляется то, что было знакомо ранее, при
этом могут вспомниться новые подробности. Например, взрослые хорошо помнят 1 сентября в 1
классе, но только регрессия показывает им, как выглядит ручка у входной двери школы, что
нацарапано на соседней парте, как одета учительница из параллельного класса и многие другие
детали, которые раньше не вспоминались бы "даже под пытками".
4 - образы яркие, "вынесенные во вне", полимодальные. Легко представляется то, что было
знакомо ранее, при этом могут вспомниться новые подробности. Воспоминания могут менять
модальность. Например, во время сеанса регрессии ученик рассказывает: "Я вижу себя на юге. Мы с
мамой идем к морю." В этот момент ученику говорят: "Ты продолжаешь вспоминать, но зрительный
образ исчезает." И ученик продолжает вспоминать дальше, используя другую модальность: "Теперь я
слышу, как мне это кто-то рассказывает, я узнаю это и вслед за ним повторяю." Некоторые ученики
утверждают, что им иногда легче сначала вспоминать запахи или звуки, а затем уже визуализировать
то, что вспомнилось и узналось. Так, например, у Гали, увлеченно занимающейся музыкой, регрессия
происходит в слуховой модальности: "При вспоминании двух лет сначала из темноты донеслось
ворчание бабушки, затем появилось чувство вины, и уже потом темнота раздвинулась - и я увидела
свою комнату и ссору с сестрой."
Но здесь ученики вспоминают и видят себя со стороны глазами взрослого человека.
5 - образы яркие, "вынесенные во вне", полимодальные, происходит полная регрессия - роль
взрослого наблюдателя исчезает, ученики переживают полное растворение в детстве. У них
наблюдается феномен детского мышления, они смотрят на мир глазами ребенка, к ним приходит
полное ощущение реальности представляемого. Это переживание можно сравнить с ярким
сновидением, когда все кажется явью, и пока не проснешься - не понимаешь, что это был всего лишь
сон.
Очевидно, что при коэффициентах полноты вспоминания 0, 1 регрессии нет. Для овладения ею
выход один - развивать способность к визуализации. При коэффициентах 2, 3, 4, 5 учеников ждет
достойная награда. Мир детства - это космос, в котором есть все. Черпанье энергии и мудрости в
своем детстве есть высшее философское отношение к жизни.
Только один раз автор встретил человека, который не хотел вспоминать свое детство. Это был
польский режиссер, который сказал: "Я много болел в детстве и не хочу туда возвращаться. У меня
нет детства!"
Занятия с пожилыми людьми показывают, что даже в голодном, холодном, военном детстве
находятся дни, минуты, к которым хотелось бы вернуться вновь, и эти воспоминания обладают
лечебным свойством. Одна пожилая дама вспомнила театр, модное платье, шепот из соседней ложи:
"Посмотрите на руки этой женщины, какие они красивые!" Она уже давно не думала о своих руках.
Переживание этого события вернуло ей былую улыбку, уверенность, ощущение, что не так уж
неуловимо ускользают прожитые нами дни. У женщины даже на какое-то время нормализовался
сахар в крови (у нее был сахарный диабет).
Ежеминутно регрессией пользуются миллионы людей, и грех не использовать этот метод
воспитателям и психологам в обучении.
|