2. ТРАНСФОРМАЦИЯ
Что делают дети, когда случаются неприятные воспоминания? По
отчетам детей - они их трансформируют, как робот-трансформер с помощью их нехитрых
манипуляций может превратиться в машинку или самолет. Причем привычными движениями они
делают это быстро и не задумываясь. Точно так же, почти автоматически они проделывают это с
неприятными воспоминаниями или непосредственными событиями. Как режиссер в монтажной
перекраивает кинофильм, так и неприятные события дети перекраивают в приятные. В играх 4, 5, б
ученики учатся трансформировать неприятные переживания на примере школы, спорта, сказки.
Школьный период настолько богат стрессовыми переживаниями, что каждый человек сможет
вспомнить случай, когда у него получалась трансформация. Спорт также невозможен без
самобытных навыков борьбы с негативным опытом, иначе под грузом поражений невозможно
настроиться на победу.
3. ОЖИВЛЕНИЕ
Этот метод говорит сам за себя. Восприятие мира у детей очень гибкое, они легко "оживляют"
вокруг себя неподвижные предметы. Этот воображаемый театр помогает познавать ребенку свой
внутренний и внешний мир. Понаблюдав, как ребенок использует, "оживление" для самокоррекции,
можно воспользоваться этими особенностями детской психики и усилить эффект их действия
разнообразными упражнениями. Тогда гораздо меньше будет ситуаций, когда стресс оказывается
сильнее детского воображения. Вот случаи с нашими учениками, взятые из игр 7, 8.
Алеша, когда ему было 3 годика, любил засыпать с мамой. Однажды он проснулся и обнаружил,
что ее нет рядом. Он испугался и горько расплакался, но слезы не помогали. Тогда Алеша взял
любимую подушку, на которой был вышит петушок, и стал ее поглаживать, приговаривая: "Петушок,
петушок, ты хороший! Пусть мама придет, пусть мама придет поскорее!" Петушок ожил и помог
Алеше успокоиться. Вскоре пришла мама.
Акцент в игре 7 делается на вспоминание аналогичного случая. Что помогло ученику в этот
момент, оживали ли при этом предметы, которые находились рядом?
Возвращение и осознание по-новому собственного опыта - вот главный элемент обучения. Если
ученик не может припомнить подобного случая, ему предлагается воспользоваться примером Алеши
и, когда придут неприятные переживания, взять любимую игрушку или предмет, в который он может
вселить волшебную силу успокоения.
Если такие предметы трудно найти дома, то в игре 8 мы предлагаем читателям воспользоваться
открыткой, на которой нарисована картина В. М. Васнецова "Аленушка". В этой игре есть пример Иры:
как проникнуться содержанием картины, оживить ее и забыть неприятную ситуацию. Однажды она
сильно расстроилась из-за того, что ей не купили платье, которое ей очень нравилось. Она
пребывала в подавленном настроении, пока не взяла в руки свой любимый альбом. К своему
великому удивлению, она быстро успокоилась, потому что ее собственная печаль не шла ни в какое
сравнение с тем, что переживала девушка на картине. Впоследствии Ира, когда ей бывало плохо на
душе, всегда возвращалась к этой картине. Когда открытки не было под рукой, она ее просто
представляла. Раньше много продавалось открыток с репродукциями картин и можно было
подобрать тему под любое настроение. Сейчас они исчезли из продажи, издательствам стало
невыгодно их печатать. Но во многих семьях бабушки хранят такие наборы и ими можно
воспользоваться.
Цель игры - научиться задействовать детское воображение, "оживить" картинки так, чтобы
раздвинуть границы открытки, оказаться внутри нее, стать частью присходящего: почувствовать
воздух, запахи, ощутить пространство, прикоснуться к предметам, пережить эмоциональное
состояние героев.
Тренируя воображение, мы сохраняем душевное здоровье детей, даем различные способы
защиты от стрессов и, главное, при этом не так далеко уходим от детской природы в своих
построениях психокор-рекционных упражнений.
4. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
Перевоплощение - один из оригинальных способов изменить мир вокруг себя. И дети это с
успехом делают. Так, например, ученик, представляя себя муравьем, отмечает: "Сразу появилось
любопытство: травинки превратились в огромные деревья, мох - в густой лес, шаги лесника - в гулкие
сотрясения земли." Новый мир захватывает воображение настолько, что забываешь о другом.
Одни ученики любят белое безмолвие и сливаются с бескрайними снежными полями, другие
|