Как и всякое хорошее произведение искусства, этот фильм живет во времени, и смыслы
его развиваются вместе с нами. Тот факт, что фильм этот рождественская сказка, вовсе не
снижает груз смыслов, который несет каждый образ. Напротив, в рождественских сказках
как раз ухватывается нечто главное. Думаю, можно принять, что главные герои фильма, в
отличие от их антипода Ипполита, по своему социальному, культурному и
мировоззренческому складу близки и глубоко симпатичны Э.Рязанову. Он их певец.
Когда Э.Рязанов снимал фильм, он, скорее всего, мечтал, как и многие интеллигенты, о
«социализме с лицом Брыльской». Но это как раз и оказалось антисоветизмом и потому без
больших душевных потрясений Э.Рязанов сдвинулся к прославлению «капитализма с лицом
Ельцина». А раньше он точно соблюдал на людях нормы лояльности и был «внутренним
эмигрантом», как множество других таких же представителей элиты. Э.Рязанов и своих
близких ему героев делал слегка ироничными по отношению к советской реальности, слегка
такими же «эмигрантами». Это, кстати, и придавало его фильмам ту пикантность, которая
высоко ценилась на рынке.
В общем, вполне можно считать, что герои «Иронии судьбы» по своему складу
относятся к той части интеллигенции, которая с восторгом приняла перестройку Горбачева и
аплодировала Сахарову. А поскольку все эти герои нестяжатели, люди бескорыстные, то
они во время приватизации ничем не поживились и в банды не вступили. В чем же ирония
судьбы? В том, что Э.Рязанов и близкие ему художники, снедаемые антисоветским
чувством, с любовью отразили и тем самым во многом создали определенный социальный и
духовный мирок а этот мирок оказался возможен только когда он был окружен и защищен
грубыми структурами советского жизнеустройства.
Э.Рязанов строил ту матрицу, на которой формировались и сходили с экрана в жизнь
его герои, в надежде, что эта матрица своей этикой и эстетикой подавит, разложит и
уничтожит советский генотип. И вот это произошло и что же? Не просто этот мирок стал
невозможен после гибели советского организма, но и выросший на его матрице культурный
тип оказался грубо выброшен из жизни. Э.Рязанов стал соучастником убийства своего
любимого творения. Это как если бы Юрий Деточкин сегодня украл автомобиль у Япончика,
а потом попал в лапы к его охранникам!
Давайте подчеркнем этот момент: фильмы 70-х годов не просто отражали реальную
интеллигенцию как социальную базу перестройки они ее создавали , давали ее смутным
еще импульсам форму и язык. Тургеневских барышень не было, пока их не описал Тургенев!
Культурные типы лепятся в идеологических лабораториях, поэтому надо изучать
популярные фильмы и с этой стороны какой тип они лепят?
Идеальным миром, к которому подсознательно стремится человек, бывает мир
близкий, осязаемый и в то же время недосягаемый. Какие черты придал Э.Рязанов
обитателям этого мира, какого рода его недосягаемость? С одной стороны, это наши
типичные интеллигенты тех лет, с близкими этому кругу социальными чертами. Но в то же
время они обладают неброскими признаками элитарности, аристократичности.
Конечно, тогда не хотелось замечать, что нет, не можем мы войти в их мир, что это
ложные образцы, манящие привидения. Начать с того, что обоим главным героям далеко за
тридцать, но у них нет семьи и нет детей. Похоже, и друзья их бездетны. У них поэтому есть
время и ходить в баню, и бродить по городу, навещая друг друга. Уже одно это делает их
особой кастой и придает особые черты их мировоззрению. Вспомните себя, инженеры и
врачи, которые воспитывали детей в 70-е годы. «Мы разучились совершать сумасшедшие
поступки!» говорит герой. Ах, какой упрек плебеям, как им должно быть стыдно.
У героев фильма энергичные, здоровые мамы, сохранившие достаточно сил, чтобы
заботиться о быте своих великовозрастных детей, позволяя им и к середине жизни сберечь
прыть и юность духа. В реальности же подавляющее большинство матерей того поколения
вдовы Отечественной войны, измученные непосильным трудом 30-50-х годов. Кому-то,
конечно, повезло, и мамы добавили им возможности «совершать сумасшедшие поступки».
Но и из этих тогда лишь немногие отщепились от общего ствола.
|