поправок и оговорок к своему детскому впечатлению, он его подтверждает и даже
усиливает!
В тексте настойчиво подчеркивается абсолютное
сходство жизни советских
подростков 60-х годов и жизни бразильских подростков, героев фильма. Разница только в
погодных условиях
! В этом подчеркивании и применяемой терминологии есть очевидный
перебор, который и указывает на декларативный характер всего этого тезиса на него
специально обращается внимание читателя.
Является ли такое восприятие жизни чем-то естественным, обычным, вытекающим из
реальности? Нет, ни в коем случае. Я тоже «жил во дворе». Более того, рос без отца, а мать
уходила на работу в 7 часов утра и приходила с работы поздно вечером. Почти все время
после школы я проводил во дворе. Каков же был двор, реальность его быта? В конце 40-х и
начале 50-х годов наши дворы были намного беднее, чем в 60-е годы. За узкой линией
домов, выходящих на большую улицу, начинался массив бараков и деревянных домов с
деревянными уборными. Хулиганство во дворах и подворотнях было намного более
жестким, чем в 60-е годы, воровство и поножовщина были перед глазами. Дети гибли и
калечились по неосторожности падали с лесов на стройке, устраивали неудачные взрывы,
выскакивали сломя голову под машины. Но никому тогда и в голову не могло прийти, что
это было «все равно что жить в джунглях». Мы жили трудно, но мы жили в нашем родном
обществе и родном государстве. И мы это состояние родного ощущали как счастье. Мы о
нем не думали, но мы его ощущали.
В.В.Путин вспоминает о себе и своих сверстниках: «Мы не были хулиганами
Конечно же, на задворках кто-то из них, криминальных, болтался. Но к нам они никакого
отношения не имели. Как и мы к ним» (с. 29).
Я жил подростком в 50-е годы в большом московском дворе. Мы тоже не были
хулиганами, но мы не были изолированы от хулиганов и воров. Мы их знали и с ними
общались, этого просто невозможно было избежать. Мы видели, как их после какой-то драки
с убийством «брала» милиция. Мы встречались с родителями тех, кто попал в тюрьму,
видели их слезы. Сейчас я пишу это и вспоминаю лица и некоторые имена этих
«криминальных» из нашего и близких дворов. Это не были обитатели «джунглей»! Это были
молодые люди нашего народа и нашей культуры русские, татары, евреи. Они были
искалечены сиротством, пьянством или тюрьмой родителей, личной судьбой, темными
связями. Это была больная, опасная, страдающая часть нашего народа, но именно нашего,
так мы их воспринимали. Даже их, а что уж говорить о большинстве, о тех, кто не
принадлежал к шайкам.
Надо зафиксировать этот факт что-то сломалось в мироощущении детей и подростков
именно за эти 13 лет! Ведь это сдвиг фундаментальный. Увидеть в отношениях дворовых
сверстников «жизнь джунглей» значит перейти к совершенно иному представлению о
человеке, иной «антропологической модели» по сравнению с той, что была принята в моем
поколении.
Пожалуй, многие скажут: ну подумаешь, назвал человек двор джунглями ведь это
всего-навсего метафора! Да, метафора, слово но ведь «мы рабы слов»! Метафоры
главный продукт идеологии, это очки, через которые мы смотрим на мир и воспринимаем
его.
Сама метафора «джунгли
» в приложении к человеку вовсе не возникла из нашего
обыденного языка. В обиход она вошла у нас из обличительной литературы о Западе, для
противопоставления Западу нашей жизни у них, мол, господствует «закон джунглей». Но
дело в том, что на самом Западе эта метафора была не обличительной, а утвердительной! Да,
человек живет в обществе конкуренции, а это «джунгли», цивилизованные законом. В
Древнем Риме говорили «человек человеку волк», а во времена Киплинга «закон джунглей».
Представление человеческого общества как дикой, враждебной каждому природы,
возникло при становлении буржуазного строя и несло в себе сильнейший идеологический
заряд. Да и до сих пор в культуре современного Запада силен социал-дарвинизм,
|