женщина плачет и просит мальчика не уходить с шайкой, остаться в семье но он уже не
может, он ее предал как мать, он уже не сын ей.
Что в этом эпизоде «абсолютно одинакового» с жизнью подростков во дворе, где жил
Володя Путин? О себе он пишет: «В детский сад не ходил. У родителей я был последним
ребенком, и они очень боялись, переживали за меня, а поэтому берегли. Мама даже
какое-то время не работала, чтобы быть исключительно со мной. Потом она была
дворником, а затем переходила на другие работы, но так, чтобы больше времени уделять
мне
Я понимал, что у нее нет никаких других целей в жизни, кроме меня. Это проявлялось
в мелочах и деталях ежечасно и ежесекундно» (стр. 27, 93).
Я читаю эти строки и строки о том, что Володя и его товарищи будто бы жили
абсолютно так же , как «генералы песчаных карьеров». Я не понимаю, в чем тут дело, как
это назвать. Как можно, проводя это сравнение, «забыть» о собственной семье, а потом
«вспомнить» о ней на другой странице, как какой-то детали быта? Ведь в фильме именно
бессемейность первый срез бытия, первый план трагедии отверженных детей. Разве это не
важнее разницы в погодных условиях?
В этом же плане в фильме дан другой сильный эпизод. Юноша из банды «генералов»
встретил на тропинке девушку (судя по всему, из фавелы), догнал ее и изнасиловал. Она
проклинает его и пророчит, что он никогда не узнает любви и не будет иметь семьи. И он
рыдает, осознав необратимость своего изгнания из мира людей. В этом эпизоде нет ни
пляжа, ни пальм, это чистая формула трагедии превращение изгоя в изверга. Юноша своим
насилием порвал последнюю нить и понял это, хотя слишком поздно.
Что в этом эпизоде общего с жизнью типичного советского подростка 60-х годов?
Чтобы не увидеть разницы между миром ленинградского двора и миром этого бразильского
юноши, надо было в каком-то смысле духовно ослепнуть и не видеть тех нитей человеческих
отношений, которые связывали нас, подростков и юношей, друг с другом, с девушками и со
всем нашим обществом. В том, что активная часть подростков рождения 50-х годов в этом
вопросе духовно ослепла, я вижу первую прямую причину нашей нынешней национальной
катастрофы.
Второй план бытия, который параллельно показан в фильме и в книге «Владимир
Путин», хлеб насущный , которым питались дети двух миров257. В фильме это показано
через несколько эпизодов. Вот, дети из банды ищут объедки в мусорных баках. Их рвет.
Кишечные заболевания, когда рвота сопровождается поносом главная причина массовой
детской смертности в тропиках (это смерть от обезвоживания, от нарушения водообмена,
когда кишечник буквально высасывает воду из организма, а напиться не позволяет рвота).
Лечится это моментально, одним приемом лекарства но люди трущоб лекарств не
покупают, и врачи туда не ходят. Тем более не ходят они в «песчаные карьеры». Другой
эпизод шайка подростков грабит ресторан, забирая продукты. Третий та же шайка делает
налет на бойню, подростки лихорадочно отрезают от туш, висящих под навесом, куски мяса,
сколько успеют, пока к ним бежит охрана. Это мясо они воруют не на продажу, а чтобы
поесть самим и накормить малолетних.
Все это встает у меня перед глазами, когда я читаю в книге, как радушно мама Володи
всегда встречала его друзей, какие она готовила удивительные пирожки, как сам Володя,
чтобы порадовать маму, покупал самый лучший торт, как в школьном походе он готовил по
поваренной книге курицу в винном соусе, как школьники любили зайти в кафе на углу
Маяковского и Баскова таких деталей по книге разбросано много. Почему же и в этом
втором плане, в вопросе хлеба насущного, В.В.Путин не заметил чудовищного отличия
жизни советского подростка от жизни бразильских изгоев?
Можно предположить, что в 60-е годы советские подростки уже просто не замечали ,
что хлеб насущный одна из важных сторон жизнеустройства. Им стало казаться, что пища
дается человеку как воздух, автоматически. В фильме они не замечали, как рвет мальчика,
поевшего отбросов, а в своей жизни им не приходила в голову мысль, что кто-то будет
рыться в помойках Санкт-Петербурга. Да и замечают ли они это сегодня?
|