из них курит дешевые отечественные сигареты). На этот товар цены за 1991-1999 гг. выросли
в 8 раз больше, чем на джемперы и жакеты. А, например, аспирин отечественного
производства к 1995 г. по сравнению с 1991 г. подорожал относительно магнитофонной
кассеты в 300 раз. Таким образом, чем беднее человек, тем сильнее подорожала «корзина»
необходимых для него товаров.
Конечно, в силах государства изменить положение дел и в сфере отношений
собственности, и в распределении доходов, и в структуре цен. Но это и значит кардинально
изменить курс реформ, принципиально отказаться от неолиберальной доктрины, активно
влиять на процессы в экономике и реально стать «социальным» государством. Есть ли
признаки такого поворота в намерениях правительства В.В.Путина? В пределах видимости
таких признаков нет, а «читать в сердцах» не имеет смысла.
Важной особенностью природы российской бедности является и тот факт, что она,
будучи создана посредством нанесения по обществу ряда молниеносных ударов (типа
либерализации цен в январе 1992 г. и конфискации сбережений граждан), в дальнейшем
стала воспроизводиться и углубляться в результате ряда массивных , очень инерционных ,
но начавших идти с ускорением процессов. Назову некоторые из них.
Это, прежде всего, ликвидация или деградация рабочих мест вследствие длительного
паралича промышленного и сельскохозяйственного производства, распродажи, а также
физического и морального износа всей производственной базы страны. Следствием этого
процесса и стало резкое обеднение не только массы безработных или полубезработных, но и
тех, кто продолжает занимать рабочие места в состоянии их качественного регресса. По
масштабам своего влияния на благосостояние населения этот процесс просто несоизмерим с
«социальной помощью» и «размазанными» льготами.
То некоторое оживление промышленности, которое имеет место после девальвации
рубля в 1998 г. и одновременного скачка цен на нефть, не излечивает, а локализует и
усугубляет бедность в целом ряде развитых в прошлом промышленных районов РФ.
Причина этого в том, что на этом этапе «оживления» уже проявились черты нового типа
экономики РФ как периферийной . Она складывается в виде небольшого числа анклавов
промышленного производства, ориентированного на внешний рынок и не интегрированного
в народное хозяйство страны. Вне этих анклавов идет процесс деградации и даже архаизации
производства и быта. Возникают целые регионы с застойной бедностью, в которой не
возникает рабочих мест для квалифицированных и образованных людей, тем более
молодежи. Люди отсюда уезжают на заработки, многие спиваются, семьи разрушаются,
происходит криминализация жизненных укладов. Эта тенденция набирает силу.
Второй массивный процесс деградация и даже разрушение жилого фонда страны и
инфраструктуры ЖКХ. Дело не только в том, что оставленная без надлежащего ухода и
ремонта система требует все больших и больших затрат на ее содержание, которые
перекладываются на плечи жильцов. Само проживание в домах, которые на глазах
превращаются в трущобы, создает в сознании людей синдром бедности, который сталкивает
людей в бедность реальную.
В Послании 2004 г. В.В.Путин говорит: «Очень многие люди, надо признать это, все
еще живут в ветхих, аварийных домах и квартирах. Строится мало, а то, что строится, еще
часто не отвечает современным стандартам безопасности и качества. Причем новое жилье
могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами». Президент смягчил
проблему, сказав, что люди все еще живут в ветхих домах. Напротив, именно в период его
правления, в 1999 г. ветхий и аварийный жилой фонд стал расти в геометрической
прогрессии износ жилого фонда приобрел лавинообразный характер. Но главное в его
заявлении тот факт, что большинство тех, кто живет в ветхих домах, не могут купить себе
жилье они обеднели в результате реформы. Как же собирается В.В.Путин бороться с этим
проявлением бедности?
Вот его заключение: «Надо прекратить обманывать людей, вынуждая их годами и
десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади. И обеспечить возможности
|