Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 537 
Next page End  

он видит. Предполагается, что ребенок при этом «проецирует» свою личность — бессознательные
страхи, потребности и внутренние конфликты — на неопределенные стимулы, изображения людей или
предметов. Таким образом, ребенок раскрывает свои неосознанные мысли и чувства, давая
информацию, которая не выявляется при прямом опросе (Chandler, 1990). Для детей младшего возраста
были разработаны специализированные варианты проективных тестов, включающие дружественные по
отношению к детям стимулы с изображением семейных сцен или животных (Е. Е. Levitt & French,
1992).
За последние 50 лет проективное тестирование породило больше споров, чем какой-либо другой
метод клинического обследования. Большинство специалистов имеют твердые взгляды на проективные
тесты: либо — за, либо — против. Вы также можете иметь свое мнение по поводу пятен Роршаха и
подобных методов. Некоторые специалисты считают, что проективные тесты являются богатым
источником информации о типах приспособляемости детей, аффекте, образе Я, межличностном
функционировании и способах обработки информации (Verma, 2000). Другие считают проективные
тесты чрезвычайно неадекватными в смысле даже минимального соответствия стандартам надежности
и валидности, вплоть до разрушения доверия к психологическому тестированию со стороны широких
масс и специалистов (Anastasi & Urbina, 1997; Gittelman-Klein, 1986).
Несмотря на споры по поводу их применения, проективные тесты продолжают оставаться
наиболее часто используемыми методами клинического обследования (Levitt & French, 1992; Mooney &
Harrison, 1987; Watkins, Campbell, Nieberding & Hallmark, 1995). Примерами проективных техник для
работы с детьми и подростками являются: тест «пятна Роршаха», тесты с тематическими
изображениями, например, RATC (Тест Апперцепции Робертса для детей) (McArthur & Roberts, 1982),
рисование человеческих фигур.
Можно также попытаться оценить внутренний мир ребенка через игру, игрушки, сказки (Chethik,
1989), рисунки человеческих фигур и другой материал. Хотя формально эти методы не относятся к
проективным тестам, но многие специалисты считают, что роль игры и рисования фигурок во многом
близка проективным методам — это окно в бессознательные процессы ребенка.
Надежность и валидность игр и рисования фигур в качестве формальных процедур обследования
остаются под вопросом, особенно при их интерпретации на основе специфического содержания. Однако
при самых разных теоретических взглядах игры и рисование фигур широко используются как способ
помочь детям расслабиться в процессе диагностики, облегчить им пути передачи информации, помочь
рассказать о событиях, информацию о которых им трудно передать вербально (Malchiodi, 1998).
Например, левый рисунок на рис. 4.3 был сделан 4-летней девочкой, испытавшей сексуальное насилие.
Ее попросили изобразить, как она себя чувствовала, когда это случилось (Pearce & Pezzot-Pearce, 1997).
Этот рисунок позволил ребенку и терапевту узнать о ее чувствах и адресоваться к ним в процессе
терапии (для сравнения: два других рисунка на рис. 4.3 были сделаны обычными детьми, которых
попросили нарисовать человеческую фигуру).
Рис. 4.3.
Примеры рисунков человеческих фигур. (Слева: Pearce & Pezzot-Pearce, 1997; в
середине и справа: Selfe, 1983).
Тестирование личности. Личность обычно представляют как совокупность черт или паттерн
черт, которые характеризуют индивида и определяют его способы взаимодействия с окружающим
Hosted by uCoz