Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 537 
Next page End  

миром (В. W. Roberts & DelVecchio, 2000). Например, дети, которые избегают социальных контактов,
могут быть охарактеризованы своими родителями как застенчивые; социально-ориентированные дети
— как общительные. В какой-то мере ранний темперамент ребенка обеспечивает фундамент построения
личности, что обсуждалось в главе 2 «Теории и причины детской патопсихологии».
Было определено несколько критериев, которые характеризуют суть личности, включая
следующие свойства ребенка или подростка: робкий или храбрый, приветливый или неприветливый,
зависимый или независимый, напряженный или расслабленный, размышляющий или легкомысленный
(L. R. Goldberg, 1992). Эти центральные измерения личности перечислены в «Большой пятерке» («Big
5») факторов.
Многие из рассмотренных выше методов — интервью, проективные техники, обследование
поведения — позволяют получить информацию о личности ребенка. Однако есть ряд объективных
методов, которые позволяют оценивать личность и используют в качестве информаторов либо детей,
либо родителей. Два наиболее часто используемых при работе с детьми метода — это MMPI-A
(Миннесотский Многофазный Личностный Опросник — Подростки) (Butcher et al., 1992) и PIC-2
(Личностный опросник для детей, второе издание) (Lachar, 1999). Примеры того, что может входить в
личностные тесты, приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4. Самоотчет по шкале определения личности
Модель
Определение
Тревога
Чувство нервозности, беспокойства, страха; подавленность
Отношение к школе
Чувство отчуждения, враждебности, неудовлетворенности в
отношении школы
Отношение к
учителям
Чувство возмущения и неприязнь к учителям; убежденность в том,
что учителя несправедливы, невнимательны, слишком много
требуют
Отклонение от
нормы
Тенденция к сильным скачкам настроения, чудным мыслям,
субъективному опыту или обсессивно-компульсивное поведение и
мысли
Депрессия
Чувство печали, грусть, подавленное настроение; убежденность в
том, что все плохо
Межличностные
отношения
Хорошие социальные взаимоотношения и дружба со сверстниками
Локус контроля
Убеждение в том, что вознаграждения и наказания
контролируются внешними событиями или другими людьми
Отношения с
родителями
Положительное отношение к родителям и ощущение того, что они
тебя ценят
Самооценка
Чувство самооценки, самоуважение, самопризнание
(Источник: Kamphaus, Frick, 1996, стр. 89.)
Нейропсихологическое тестирование. В клиническом аспекте Нейропсихологическое
обследование пытается связать функционирование мозга с объективными критериями поведения,
которые, как известно, зависят от состояния центральной нервной системы. Например, попробуйте
закрыть глаза и дотронуться до копчика носа безымянным пальцем правой руки, а затем — левой. Как
вы думаете, справились бы вы с этим заданием, если бы страдали бессонницей? Выполнение даже
такого простого задания зависит от ряда психологических функций и целостности центральной нервной
системы. Детям с некоторыми типами мозговых нарушений и дисфункций выполнить подобную задачу
будет довольно трудно.
Предпосылки, лежащие в основе нейропсихологического обследования, заключаются в том, что
для построения предположений о дисфункциях центральной нервной системы и, что еще более важно, о
последствиях этих дисфункций для ребенка, можно использовать измерения поведения. Информация,
полученная в ходе нейропсихологического обследования, используется для постановки диагноза,
планирования терапии, документирования хода выздоровления, измерения едва различимых, но важных
улучшений, и наблюдения детей с неврологическими поражениями или расстройствами обучения
(Farmer & Muhlenbruck, 2000).
Изначально нейропсихологическое обследование использовалось для идентификации базовых
мозговых поражений или процессов, но теперь это не является его основной целью. Использование этих
Hosted by uCoz