Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 537 
Next page End  

возникают в детстве или же свойственны исключительно детскому периоду, поэтому они требуют
операционных критериев, которые отличаются от тех, что используются для определения нарушений у
взрослых.
Таблица 4.6. Категории DSM-IV-TR, применимые к детям
I. Нарушения, впервые диагностируемые в младенчестве, детстве или юношестве
Умственная отсталость (слабая, умеренная, сильная, чрезвычайно сильная)
Нарушение способности к обучению (в чтении, математике, письме)
Расстройства коммуникации (экспрессивные, смешанные рецептивно-экспрессивные,
фонологические и заикание)
Глубокие расстройства развития (аутистическое расстройство, болезнь Ретта, болезнь Аспергера)
Дефицит внимания и расстройства социального поведения (дефицит внимания/гиперактивность,
расстройство поведения, неповиновение)
Расстройства кормления и питания в младенчестве и раннем детстве (нарушенный аппетит,
жевание жвачки, расстройство питания в младенчестве или раннем детстве)
Расстройства выделения (энкопрез, энурез)
Другие нарушения в младенчестве или подростковом возрасте (боязнь отделения, селективный
мутизм, реактивная привязанность в младенчестве и раннем детстве, стереотипные движения)
II. Избранные категории для расстройств в детстве и подростковом возрасте, которые не
перечислены отдельно для детей в DSM-IV-TR
Расстройства настроения (депрессивные расстройства, биполярные расстройства)
Тревожность (специфические фобии, социальная фобия, обсессивно-компульсивный синдром,
посттравматическое стрессовое расстройство, острое стрессовое расстройство, генерализованная
тревожность, состояние тревожности из-за общего физического состояния)
Расстройства питания (нервная анорексия, нервная булимия)
Расстройства сна (дисфункции сна, бессонница)
(Источник: на основе DSM-IV-TR copyright г 2000 by АРА.)
Во втором разделе табл. 4.6 приводится несколько расстройств, не перечисленных отдельно для
детей в DSM-IV-TR. Согласно существующим ныне установкам DSM-IV-TR, диагностические критерии
для расстройств настроения, тревожности, приема пищи и сна могут применяться к детям так же, как и
к взрослым, с незначительными модификациями. Ребенку могут поставить более одного диагноза по
оси II, причем главный диагноз приводится вначале (например, дефицит внимания/гиперактивность,
нарушение навыков чтения). Не нужно пытаться запомнить все эти термины прямо сейчас, просто
прочувствуйте их специфику.
Ось II предназначена для регистрации личностных нарушений и умственной отсталости. Цель
использования отдельной оси для этих двух типов нарушений
привлечь к ним внимание, особенно
когда имеется более явное или острое расстройство на оси I. Ось II часто применяется для диагностики
детей с умственной отсталостью. Однако личностные нарушения редко диагностируются до позднего
подросткового периода (к этому времени становится очевидным, что схема поведения человека или его
внутренние переживания являются устойчиво проблематичными).
Ось III используется для оценки общего физического состояния, которая может иметь отношение
к пониманию психического расстройства индивида. Поскольку DSM-IV-TR предполагает, что
психические расстройства тесно связаны с физическими и биологическими факторами, цель оценки
разграничения общего физического состояния в том, чтобы повысить точность диагностики и
способствовать обмену опытом между специалистами.
Общее физическое состояние может быть соотнесено с психическими нарушениями множеством
способов. В некоторых случаях физическое состояние может стать прямой причиной появления
поведенческих или психологических проблем, пример тому — нарушение цикла сна из-за депрессии.
Однако чаще у детей бывает так, что расстройство на оси I, — например тревожность, — является
физиологической реакцией на физическое состояние, например, при диагнозе детского рака или
диабета. Важно документировать совместное появление проблем рака и тревожности — в частности,
для того чтобы получить общее понятие о проблемах человека и разработать соответствующий план
лечения.
Ось IV описывает любые психосоциальные проблемы или проблемы окружающей среды,
которые могут повлиять на диагностику, лечение и прогнозирование течения заболеваний, приведенных
Hosted by uCoz