чтобы ребенок удовлетворял специальным диагностическим критериям расстройства способности к
обучению. В «типичном» случае такие требования обычно удовлетворяются. Однако у некоторых детей
проблемы могут оформиться не в том виде, чтобы отвечать специальным диагностическим критериям,
или их проблемы могут относиться более чем к одной категории DSM. Эти дети могут не получить
право на медицинское обслуживание, которое оказалось бы для них весьма полезным.
«За» и «против» диагностических ярлыков. Несмотря на все попытки и старания
диагностические определения психических нарушений имеют негативные сопутствующие значения,
которые имеют место независимо от того, какие термины используются для описания (Hinshaw &
Cicchetti, 2000). Слово «кретин», например, первоначально было выбрано в качестве нейтрального
термина для описания низкого интеллекта, но быстро стало оскорблением, как только начало
использоваться в повседневном языке. О положительных и отрицательных аспектах прикрепления
диагностических ярлыков на детей было написано немало.
С положительной стороны, ярлыки помогают клиницистам суммировать и упорядочить
наблюдения, и это облегчает общение между профессионалами, иногда помогает родителям понять
проблемы их ребенка (Fernald & Gettys, 1978). Кроме того, описательные ярлыки согласуются с
естественной тенденцией размышлять на языке категорий. То есть мы склонны говорить о себе самих,
наших друзьях и наших детях как счастливых, сердитых, подавленных или боязливых людях, а не
пользоваться числами на шкале, которые выражают накал эмоций, даже если бы числа и могли дать
более точное объяснение. Наконец, использование описательных терминов или ярлыков помогает
клиницистам определить местонахождение подробной исследовательской и клинической информации и
облегчает изучение причин, эпидемиологии и лечение конкретных заболеваний (Rains, Kitsuse, Duster &
Friedson, 1975).
Негативный полюс критика по поводу эффективности диагностических ярлыков в
достижении любой из вышеупомянутых целей, а также озабоченность по поводу отрицательных
эффектов навешивания ярлыков на детей. Получив однажды ярлык, дети могут по-иному
восприниматься окружающими, вызывать реакции, отличающие их от остальных («он гиперактивный
мальчик вы никогда не заставите его слушать») (Bromfield, Weisz & Messer, 1986). Использование
ярлыков подхватывают даже одноклассники, особенно когда эти ярлыки ассоциируются с явными
признаками лечения, например, с приемом медикаментов. Записка, посланная одноклассником
мальчику с гиперактивностью,
отражает этот факт: «Джек болен, он принял свою пилюлю, будем
надеяться, что это заставит его сидеть спокойно». В равной степени тревожит и то, что обнаружение
этих ярлыков может повлиять на взгляды детей на самих себя и свое поведение (Guskin, Bartel &
MakMillan, 1975). В целом окружающие, реагируя на людей, которые кажутся им непохожими на
остальных или которым был поставлен диагноз психической болезни, обнаруживают тенденцию
неадекватного обобщения (Corrigan, 2000).
Итоги раздела
- Классификация относится к системе, которая создана для отражения различных категорий
детской психопатологии и взаимосвязей между ними.
- Диагноз относится к распределению случаев по категориям классификационной системы.
- Детские нарушения классифицируются с использованием категорий и измерений.
- Системы категориальной классификации основаны главным образом на информированном
профессиональном консенсусе.
- Подходы классификации по параметрам предполагают, что существует ряд независимых
измерений или характерных особенностей поведения, и что дети обладают ими в различной степени.
-
DSM-IV-TR это многоосевая система, состоящая из пяти осей: клинические нарушения,
личностные изменения и умственная отсталость, общие физические состояния, психосоциальные
проблемы, проблемы окружающей среды и общая оценка функционирования.
-
DSM-IV-TR подвергается критике за неспособность охватить сложность детской
психопатологии, за то, что уделяется мало внимания нарушениям в младенчестве и детском возрасте по
сравнению с нарушениями взрослого периода и за недостаточное внимание к ситуационным и
контекстуальным факторам.
Терапия
|