Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 537 
Next page End  

которая лежит в основе, разрешится, сразу же исчезнут и другие проблемы Фелиции, а именно:
внешние симптомы депрессии, социальная отстраненность, нежелание учиться и жалобы на физическое
состояние.
Бихевиоральная терапия. Поведенческие подходы предполагают, что многим аномальным
формам поведения дети обучаются. Следовательно, центральная задача терапии заключается в
переобучении ребенка с использованием процедур, заимствованных из теории обучения или из
исследований (Krasner, 1991). Такие процедуры включают положительное подкрепление или перерыв,
моделирование или систематическое возвращение к нормальному психическому состоянию (Morris &
Kratochwill, 1998). Бихевиоральная терапия часто концентрирует внимание на том, что родители и
учителя должны изменить окружающую среду ребенка.
В случае с Фелицией терапевт может попытаться повысить ее школьную посещаемость,
предложив родителям не позволять ей оставаться дома, когда она протестует, и вознаграждать за поход
в школу похвалой или желательным для нее видом деятельности. Кроме того, терапевт может
использовать моделирование и практику, чтобы помочь Фелиции освоить более эффективные
социальные навыки и стратегии.
Когнитивная терапия. Когнитивные подходы рассматривают аномальное поведение ребенка
как результат пробелов и искажений в мышлении, включая отклонения в восприятии, иррациональные
убеждения и ошибочные интерпретации (Kendal, 2000). Например, для привлекательной девушки,
которая получает отличные оценки, но полагает, что она безобразна и неуспешна в школе, акцент в
терапии делается на изменении этих ошибочных когниций. Когда когниций изменяются, поведение и
чувства ребенка также меняются, как этого и следует ожидать.
В случае с Фелицией, возможно, она подсознательно убеждена, что не в состоянии хорошо
учиться в школе или думает, что если она придет в школу, то этим навредит своей матери или что дети
в школе посчитают ее глупой. Необходимо изменить эти негативные взгляды, а также помочь Фелиции
сформировать более рациональные и адаптивные формы мышления — все это должно привести к
переменам в ее поведении.
Когнитивно-бихевиоральная терапия. Когнитивно-бихевиоральные подходы рассматривают
психологические расстройства частично как следствие неправильной схемы мышления, неудачного
опыта обучения и столкновения с окружающей средой. Эти
подходы начинаются с основного
исходного предположения, что способ, с помощью которого дети и родители думают о своем
окружении, определяет то, как они будут реагировать на него (Meichenbaum, 1977). Сочетая элементы
как бихевиоральной, так и когнитивной модели, когнитивно-бихевиоральный подход начал
стремительно завоевывать позиции, в то время как терапевты-бихевиористы начата сосредоточивать все
большее внимание на важной роли познания при проведении терапии как для ребенка (Kendall, 2000),
так и для его семьи (Foster & Robin, 1998, Schwebewel & Fine, 1994).
Ошибочные модели мышления, которые нужно изменить, характеризуются недостаточным
количеством когнитивных медиаторов и искажениями как в когнитивном содержании (например,
ошибочные убеждения), так и в когнитивном процессе (иррациональное мышление и неправильное
решение проблемы). Как вы узнаете, когнитивные искажения и атрибутивные предубеждения были
соотнесены у детей с множеством проблем, которые включают депрессию, расстройство поведения и
синдромы, связанные с тревожностью.
Главная задача когнитивно-бихевиоральной терапии — идентифицировать неадекватные
когниции и пробовать заменить их более адекватными, научить ребенка использовать как когнитивные,
так и бихевиоральные стратегии и помочь ему отрегулировать свое поведение. Терапия может также
включать в себя обучение окружающих правильному реагированию на неадекватное поведение ребенка.
Используя когнитивно-бихевиоральный подход, терапевт может помочь Фелиции научиться думать
более позитивно и использовать более эффективные социальные навыки и стратегии.
Клиент-центрированная терапия. Ориентированные на клиента подходы рассматривают
детскую психопатологию как следствие социальных условий и условий окружающей среды, которые
влияют на личностный рост и адекватное функционирование. Это воздействие может привести к
снижению самооценки ребенка и ухудшит его эмоциональное состояние, что, в свою очередь, приведет
к увеличению числа проблем. Терапевту следует сопереживать ребенку, не осуждать его и принимать
таким, каков он есть. С детьми младшего возраста лучше в таких случаях прибегать к игре, с детьми
постарше — к вербальному взаимодействию (Axline, 1947; Ellinwood & Raskin, 1993). Терапевту
следует с уважением относиться к способности ребенка самому решать свои проблемы, и отказаться от
роли главного советчика, аналитика, наставника или провокатора.
Hosted by uCoz