Планирование терапии (treatment planning)
Оценка
История развития или история семьи (developmental history or family history)
Оценка психического статуса (mental status exam)
Полуструктурированное интервью (semistructured interview)
Оценка поведения (behavioral assessment)
Поведение-мишень (target behaviors)
Бихевиоральный анализ или функциональный анализ поведения (behavior analysis or functional
analysis of behavior test)
Тест развития (developmental test)
Скрининг (screening)
Проективный тест (projective test)
Нейропсихологическое обследование (neuropsychological assessment)
Классификация (classification)
Категориальная классификация (categorical classification)
Классификация по параметрам (dimensional classification)
Многоосевая система (multiaxial system)
Вмешательство (intervention)
Профилактические меры (prevention)
Терапия (treatment)
Поддержание (maintenance)
Эклектика (eclectic)
Глава 5. Гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (ГРДВ)
«Доктор не советует навешивать ярлыки на двоечников».
«Синдром дефицита внимания имеет генетическую природу».
«Школьные преподаватели заставляют нервных и невнимательных детей принимать лекарства».
Эпиграфы, предшествующие этой
главе, цитируют научные и газетные статьи. За ними стоят
пристальный интерес, непонимание, надежды, разочарования, бурные дискуссии и попытки ответить на
вопросы: Что означает ГРДВ? Каковы причины этого расстройства? Как мы можем помочь детям с
синдромом гиперактивности и дефицита внимания?
Описание и история изучения расстройства
Описание
Термин гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (ГРДВ) описывает детей, у
которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности,
гиперактивности и импульсивности (American Psychiatric Association, Американская Психиатрическая
Ассоциация (АПА), 2000).
Джон: Невнимательный, гиперактивный, импульсивный.
Мать семилетнего Джона признает свою беспомощность. «Он начал ходить в 10 месяцев, и с
тех пор я не могу присесть ни на минуту Как и положено ребенку, он постоянно носится по дому
натыкаясь на все, что ни попадется на его пути. Джон все время подвижен, импульсивен и никогда не
обращает внимания на то, что ему говорят Я прошу его положить рубашку в корзину для грязного
белья, а потом обнаруживаю, что он все еще играет с ней на полу Джон не знает повседневных
привычных занятий и игр и мало спит Наказания и методы воспитания, которые я использую с
другими моими детьми, на него не действуют Он не помнит о том, что только что совершил. Джон
может схватить кусок черствого пирога и тут же отрицать, что брал его. Он никогда ничего не
доводит до конца, редко (за исключением видеоигр) присаживается посмотреть телевизор.
Учитель говорит; что главная задача, стоящая перед Джоном в школе, не отвлекаться во
|