Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 537 
Next page End  

- Эффекты лечения являются продолжительными, и во время диспансерного наблюдения
(проводится примерно в течение 6 месяцев после лечения) были сходны с результатами,
обнаруженными сразу после терапии.
- При решении проблем часто замечается двойной эффект, то есть исчезают не только проблемы,
которые были объектами лечения, но также и другие. Например, при ослаблении тревожности часто
улучшается и общее настроение ребенка (Kazdin, 1996b; Weisz, 1998; Weisz & Weiss, 1993).
- Чем больше проводится сеансов амбулаторной терапии, тем больше улучшений наблюдается в
состоянии (Angold, Costello, Burns, Erkanli & Farmer, 2000).
А в чем же заключаются плохие вести? Хотя результаты исследований показывают
положительную картину детской психиатрии в целом, и бихевиоральных, и когнитивно-
бихевиоральных подходов в частности, имеется ряд важных предостережений.
Нам следует понимать, что между сеансами терапии, проводимой в рамках исследований, и
сеансами терапии, которые проводятся в обычных клиниках, существуют большие различия (Wagner,
Swenson & Henggeler, 2000). Большинство исследований по изучению результатов лечения
специфических расстройств, которые мы обсуждаем в нашей книге, попадают под первую категорию.
Однако клиническая терапия обычно сталкивается с более сложными и неординарными случаями,
профессиональные терапевты обслуживают большое количество пациентов (Weisz & Weiss, 1993). В
целом клиническая терапия менее структурирована и более гибка, чем исследовательская терапия, она
чаще использует психодинамические и эклектические методы.
В отличие от результатов исследовательской терапии, аналогичные положительные результаты
клинической терапии менее выражены или отсутствуют вовсе (Andrade, Lambert & Bickman, 2000;
Weiss, Catron, Harris & Phung, 1999; Weisz, Donenberg et al, 1995; за некоторыми исключениями, см.
работу Angold et al., 2000; и метааналитический обзор Shadish, Matt, Navarro & Phillips, 2000).
Эти данные указывают, что традиционные медицинские услуги для детей имеют ограниченную
эффективность, и что объединение обычно используемых вмешательств в более координированные
системы по уходу также показывают минимум положительных эффектов от лечения (Weisz, 1998).
Однако на эту тему проведено еще относительно мало исследований, поэтому преждевременно делать
какие-либо выводы на основании клинических и социальных исследований до тех пор, пока не будет
собрано больше эмпирических данных о том, какова эффективность терапии на практике (Shadish et al.,
1997).
Итоги раздела
- Вмешательства в детские расстройства охватывают ряд стратегий, которые относятся к
профилактическим мерам, терапии и поддержанию.
- Результаты терапии теперь также включают результаты, связанные с функционированием детей
и всей семьи, а также результаты, которые имеют социальное значение.
- Как с этической, так и с юридической точки зрения, клиницистам, работающим с детьми,
нужно думать не только о том воздействии, которое они окажут на обследуемых детей, но также и об
ответственности, правах и взаимоотношениях детей и взрослых.
- В настоящее время существует огромное количество разнообразных способов терапии детей и
их семей, включая психодинамические, бихевиоральные, когнитивные, бихевиорально-когнитивные,
клиент-центрированные, семейные и комбинированные подходы.
- Интеграционные обзоры результатов, контролируемых курсов лечения позволили обнаружить,
что изменения у детей, проходящих сеанс психотерапии, содержательно больше, чем изменения у
детей, которые не лечились. Тем не менее эти различия не обнаруживаются при исследовании
результатов курсов лечения, проводимых в клиниках.
Ключевые термины
Клиническое обследование (clinical assessment)
Идиографический (idiographic)
Номотетический (nomothetic)
Клиническое описание (clinical description)
Диагноз (diagnosis
Прогноз (prognosis)
Hosted by uCoz