Импульсивность и необдуманное поведение детей с ГРДВ также повышает риск травм с
последующим посттравматическим стрессовым расстройством (Cuffe, McCullough & Pumariega, 1994).
Как и молодые водители, лица с ГРДВ часто попадают в дорожно-транспортные происшествия (Barkley,
Guevremont, Anastopoulos, DuPaul & Shelton, 1993; Barkley, Murphy & Kwasnik, 1996; Nada-Raja et al.,
1997).
ГРДВ существенный фактор риска раннего начала курения (Milberger, Biedeman, Faraone,
Chen & Jones, 1997), злоупотребления психоактивными веществами (Biederman et al., 1997; Wilens,
Biederman, Mick, Faraone & Spencer, 1997) и рискованного сексуального поведения, такого как
промискуитет или игнорирование средств защиты (Barkley, Fisher & Fletcher, 1997). Эти наблюдения
говорят об эволюции паттернов гиперактивного-импульсивного поведения ребенка в паттерны
безответственного и рискованного поведения взрослого (хотя некоторые из этих случаев можно
объяснить сопутствующими поведенческими проблемами).
Исследование, длящееся 50 лет, показало, что импульсивное поведение в детстве было наиболее
значимым характерным признаком, прогнозирующим меньшую продолжительность жизни (в среднем
на 8 лет короче) (Н. S. Friedman et al., 1995). Нет сомнений, что пожизненная предрасположенность к
риску и тяга к опасным ситуациям в сочетании с пониженной склонностью к здоровому образу жизни
(физкультуре, правильному питанию, безопасному сексу, умеренному употреблению табака, алкоголя и
кофеина) предопределяют прогноз меньшей продолжительности жизни у лиц, страдающих ГРДВ
(Barkley, 1998b).
Межличностные проблемы
Деннис: Никакой управы.
Другим моим детям я могу сказать: «Не делай этого», и они останавливаются. Но у Денниса
синдром гиперактивности и дефицита внимания. Я бесконечно могу повторять: «Деннис, не режь
мыло картофелечисткой» или «Не разукрашивай квартиру старым моторным маслом», или «Не
разгуливай по бабушкиному дивану в грязной обуви», но он все равно меня не слушает. Похоже, что он
просто не способен вести себя смирно, и мне трудно представить, что он вытворит в следующий раз.
Он делает то, что даже в голову бы не пришло другим моим детям (Kennedy et al., 1993).
Для детей с ГРДВ характерно нарушение социального функционирования в семье и школе. Те,
кто испытывает значительные трудности в социальном взаимодействии, имеют наиболее
неблагоприятные прогнозы появления депрессий и поведенческих расстройств в подростковом возрасте
(Greene et al., 1996; Greene, Biederman, Faraone, Sienna & Garcia-Jetton, 1997). Дети с ГРДВ непослушны
и часто враждебны, любят спорить, непредсказуемы и вспыльчивы. Вследствие этого у них нередко
возникают конфликты со взрослыми и другими детьми. Для ребенка с ГРДВ нет ничего необычного,
когда его удаляют с плавания за плохое поведение или выгоняют с гимнастики. Известен случай, когда
родителям одной девочки, занимавшейся танцами, учителя предложили вернуть деньги за ее
танцевальную обувь, чтобы только они забрали ее из студии.
Чтобы общаться с другими людьми, вы должны соблюдать социальные правила. Дети с ГРДВ не
хотят играть по тем же правилам, что и другие; прошлые ошибки ничему не учат их, несмотря на то, что
они понимают, какого поведения от них ждут, и хотят быть как все. Даже когда у них хорошие
намерения, их поведение раздражает и становится источником постоянного стресса для родителей,
братьев и сестер, учителей и одноклассников. Об этом свидетельствует хотя бы следующее признание
матери ребенка с ГРДВ: «Наше родительское собрание в первом классе повергло нас в настоящий шок;
ее учительница плакала!»
Конфликт между детьми в семье.
Ян говорит о брате и сестре: «Когда я вижу как Андрэ и Дэвид о чем-то серьезно беседуют,
обмениваются секретами или играют друг с другом, я чувствую себя брошенным и обманутым.
Иногда Андрэ обнаруживает, что кто-то побывал в ее комнате, потому что вещи лежат не так, как
она их оставила. Она говорит: «Смотрите, у меня даже ящики выдвинуты. Ян, это ты. Кто же еще?
Держись подальше от моей комнаты, понял? Я ничего не могу спрятать от твоих грязных, маленьких
пальчиков». Я отказываюсь признать свою вину и клянусь, что не был в ее комнате. К тому же иногда
туда заходил кто-то другой» (адаптировано из Murray, 1993).
|