Navigation bar
  Print document Start Previous page
 146 of 537 
Next page End  

Проблемы в семье. Семьи детей с ГРДВ испытывают много трудностей, включая внутренние
взаимоотношения, характеризующиеся общей негативностью, непослушанием детей, излишней
строгостью родителей, конфликтами между братьями и сестрами (Mash & Johnston, 1982; Whalen &
Henker, 1999). Родители могут переживать сильный дистресс и связанные с этим проблемы, наиболее
общими из которых являются депрессии у матерей и асоциальное поведение отцов (например
злоупотребление алкоголем и наркотиками). Еще более осложнять ситуацию в семье может то, что сами
родители иногда имеют ГРДВ и сопутствующие расстройства (C. Johnson & Mash, 2001).
Наиболее острые конфликты между детьми с ГРДВ и их матерями возникают в дошкольном
возрасте и продолжаются в школьный и подростковый период (Mash & Johnson, 1982). Конфликты с
отцами встречаются реже, но все же возникают чаще, чем между другими детьми и их отцами
(Tallmadge & Barkley, 1983). Конфликт между матерью и ребенком в раннем детстве чаще всего
предшествует конфликту между родителем и подростком через 8-10 лет (Barkley, Fischer, Edelbrock &
Smallish, 1991). Ранние конфликты позволяют построить прогноз о том, что ребенок будет
неуступчивым в играх со сверстниками, воровать из дома, не выполнять свои обязанности в школе (С.
A. Anderson et al., 1994; Whalen & Henker, 1999).
Интересно, что матери склонны взаимодействовать с ребенком, у которого проявляется ГРДВ,
так же, как и с другими своими детьми, не обнаруживающими этого синдрома (Tarver-Behring, Barkley
& Karlsson, 1985). Это свидетельствует о том, что проблемы в семье не ограничиваются ситуациями, в
которые непосредственно вовлечен ребенок с ГРДВ, а могут затрагивать и другие семейные
взаимоотношения. При опросе братья и сестры детей с ГРДВ утверждали, что они чувствовали себя
обиженными своим братом/сестрой с ГРДВ, а родители обращали на это мало внимания или совсем не
замечали (J. Kendall, 1999).
Для семей, в которых есть дети с ГРДВ, характерны семейные стрессы и снижение чувства
родительской
компетентности (Anastopoulos, Guevremont, Shelton & DuPaul, 1992; Mash & Johnston,
1983), тяжелые депрессии у матерей, ослабление контактов с друзьями и родственниками и частые
супружеские конфликты, уход одного из супругов и разводы (Barkley, 1998b). Родители детей с ГРДВ
чаще употребляют алкоголь, что в некоторых случаях может быть непосредственно вызвано семейными
стрессами (Pelham & Lang, 1999).
Крайне важно отметить, что во многих случаях частые семейные конфликты, супружеские ссоры
и появление психологических проблем у родителей обусловлены в большей степени не самим
синдромом, а сопутствующими поведенческими расстройствами, возникающими у ребенка (Barkley,
Anastopoulos, Guevremont & Fletcher, 1992; С. Johnston & Mash, 2001).
Проблемы со сверстниками. Дети и подростки с ГРДВ редко достигают компромисса, им не
удаются совместные действия и кооперация, которые характерны для других детей (Dumas, 1998;
Henker & Whalen, 1999). Хотя трудности со сверстниками могут проявляться по-разному,
обнаруживаются также и общие черты (Whalen & Henker, 1985, 1992). Дети с ГРДВ могут быть
надоедливы, упрямы, социально нечувствительны и не приспособлены к взаимодействию. Другие
исследователи говорят о том, что такие дети всегда привлекают общее внимание, ведут себя очень
шумно, обнаруживают быструю реакцию и социально активны. Однако их активность неадекватна
социальному контексту, что часто рождает непонимание других детей и вызывает самые негативные
последствия. Похоже, что у этих детей возникают проблемы, даже когда они стремятся быть
полезными, и хотя их поведение выглядит бессмысленным, оно часто бывает непреднамеренным. Их
самооценки бывают завышенными, и они могут не понимать причин негативной реакции окружающих.
Неудивительно, что детей с ГРДВ не любят и отвергают сверстники, они имеют мало друзей и
часто чувствуют себя неудачниками (Gresham, MacMilan, Bocian, Ward & Forness, 1998; Landau, Milich
& Diener, 1998). Их неумение регулировать эмоции (Melnick & Hinshaw, 2000) и возникающие вспышки
агрессивности, которые часто сопровождают ГРДВ, приводят к конфликтам и обеспечивают плохую
репутацию (Bicket & Milich, 1990; Erhardt & Hinshaw, 1994). Однако даже неагрессивные дети с ГРДВ
испытывают одиночество и неприязненное отношение со стороны сверстников (Milich & Landau, 1989).
Стимулирующие лекарства, которые ослабляют негативные симптомы, зачастую не приводят к
улучшению социального поведения и не позволяют преодолеть социальной отверженности, возможно,
потому, что сами по себе лекарства не повышают социальную компетентность ребенка и не изменяют
плохую репутацию.
Интересно, что дети с ГРДВ не испытывают недостатка в социальных знаниях (Whalen & Henker,
1992). Они просто не могут применить эти знания во время общения; им трудно управлять своими
эмоциями и поступками, когда меняющаяся ситуация требует быстрой адаптации или подчинения
Hosted by uCoz