(Landau & Milich, 1988). Их социальные цели также могут отличаться от целей сверстников, особенно
когда ГРДВ сопровождается агрессией. Они могут стремиться к созданию проблем и конфликтных
ситуаций, игнорируя общепринятые правила социального взаимодействия (Melnick & Hinshaw, 1996).
Ситуативные факторы и особенности задания
Во многих ситуациях дети с ГРДВ выполняют задания не хуже остальных. Однако для них
характерны крайне неровные результаты, которые зависят от ситуативных факторов и особенностей
задания. Ребенок с ГРДВ может внимательно смотреть любимый видеофильм, но не способен
сосредоточиться на журнальных иллюстрациях. Сегодня он может охотно откликнуться на
приглашение пойти пообедать, а завтра проигнорировать его даже после многократных напоминаний.
Эта неровность и вариативность поведения выделяет их среди сверстников.
Уровень концентрации внимания, активация, саморегуляция и непрерывность выполнения
задания зависят у детей с ГРДВ от многих факторов (Gomez & Sanson, 1994). Среди них: сложность
задания и необходимость его организации, количество и интенсивность стимулов, быстрое или
длительное достижение результатов (Barkley, 1997b). Детям с ГРДВ очень трудно выполнять сложные,
скучные или неприятные задания, а также задания на фоне сильных отвлекающих стимулов. Кроме
того, симптомы ГРДВ чаще проявляются в публичных местах, например в ресторане или в церкви; в
семейной обстановке, в самый неподходящий момент, когда кто-нибудь из родителей может беседовать
по телефону; в школе, когда требуется длительная концентрация внимания, например во время теста по
математике. Однако гораздо реже симптомы ГРДВ наблюдаются во время привычных игр, в
незнакомой обстановке (например при медицинском обследовании) и в школе, когда не требуется
длительная сосредоточенность на задании на переменах, за едой, при поездках за город (Barkley,
1996).
Итоги раздела
- Помимо основных трудностей дети с ГРДВ испытывают проблемы, связанные с дефицитом
когнитивных навыков, речевыми расстройствами и сложностями в социальном взаимодействии; кроме
того, на их поведение оказывают влияние ситуативные факторы и особенности выполняемого задания.
У детей с ГРДВ наблюдается дефицит ведущих функций, т. е. высокоупорядоченных ментальных
процессов, которые обеспечивают саморегуляцию.
- Большинство детей с ГРДВ обнаруживают нормальный уровень развития интеллекта. Однако
им трудно применять свой интеллект в обычных повседневных ситуациях.
- У детей с ГРДВ возникают проблемы с успеваемостью даже в младших классах, они
испытывают трудности при переходе из класса в класс, и их часто помещают в специальные классы.
- У многих детей с ГРДВ возникают специфичные расстройства научения, наиболее характерные
в чтении и математике.
- Они часто обнаруживают речевые расстройства, кроме того, им трудно использовать речь в
повседневных ситуациях.
- У них могут возникать проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна и склонностью к
риску. Дети с ГРДВ испытывают серьезные трудности в социальном взаимодействии, включая
взаимодействие с родственниками, учителями и сверстниками.
Сопутствующие психические расстройства и симптомы
ГРДВ представляет собой серьезную проблему, поскольку у 80% больных обнаруживаются
сопутствующие психические расстройства (P.S. Jensen, Martin & Cantwell, 1997; Plizska, 2000). Наиболее
часто встречаются оппозиционное расстройство и кондуктивное расстройство (расстройство
поведения), тревожность и депрессия.
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Шон: Трудный ребенок.
Шон, энергичный и разговорчивый двадцатидевятилетний мужчина, вспоминает: «Мое
|