Дети с ГРДВ чаще страдают от депрессии, чем остальные дети (Willcutt, Pennington, Chhabildas,
Friedman & Alexander, 1999). По крайней мере, 20% из них испытывают депрессию, и еще у многих, но
мере взросления, к двадцати годам развиваются депрессии или другие расстройства настроения (P. S.
Jensen et al., 1997). Такие молодые люди чувствуют себя несчастными и подавленными из-за того, что
не могут справляться с повседневной жизнью. Депрессия снижает самооценку, повышает
раздражительность и нарушает сон, аппетит и мыслительные способности (Mick, Santangelo, Wypij &
Biederman, 2000; Milich & Okazaki, 1991). Связь между ГРДВ и депрессией выражается в том, что
появление в семье одного из этих расстройств увеличивает риск появления другого (Biederman, Wozniak
et al., 1995; G.A. Carlson, 1990). Отсюда можно сделать вывод о том, что депрессия у ребенка с ГРДВ
обусловлена не только угнетающим воздействием проявления симптомов (Biederman, Mick & Faraone,
1998). Аналогично этому депрессия у матерей этих детей возникает не только под воздействием
стрессов, вызванных сложностями воспитания ребенка с ГРДВ (Faraone & Biederman, 1997).
Итоги раздела
- ГРДВ представляет собой серьезную проблему, поскольку у 80% больных обнаруживаются
сопутствующие психические расстройства.
- У многих детей с ГРДВ возникают оппозиционно-вызывающее расстройство.
- Около четверти детей с ГРДВ испытывают чрезмерную тревожность, которая может подавлять
импульсивное поведение, характерное для других детей и подростков с ГРДВ.
- Многие дети с ГРДВ страдают от депрессии. Хотя депрессия может быть отчасти связана с
деморализующим воздействием симптомов дефицита внимания и гиперактивности, она также может
являться следствием повышенного риска депрессивных расстройств в семьях, где есть дети с ГРДВ.
Распространенность и особенности протекания ГРДВ
ГРДВ широко распространен во всем мире. По самым точным оценкам, от 3 до 5% школьников
Северной Америки страдают ГРДВ, в среднем, по одному ребенку на класс (АРА, 2000; Brown et al.,
2001; Szatmari, 1992). Примерно у половины всех детей, прошедших клиническое обследование,
обнаруживались симптомы ГРДВ отдельно или в комбинации с другими расстройствами. Поэтому
проблема распространенности ГРДВ широко обсуждается в США (Barkley, 1998Ь).
Для оценки распространенности ГРДВ учитываются сообщения родителей, учителей и врачей.
Однако они не всегда согласуются между собой, потому что поведение ребенка может меняться в
зависимости от обстановки. Кроме этого, при описании могут делаться акценты на разные симптомы. К
примеру, учителя склонны расценивать ребенка как невнимательного, в то время как он проявляет
симптомы оппозиционного расстройства (Abikoff, Courtney, Pelham & Koplewicz, 1993). В
исследованиях, учитывающих отдельные сообщения (когда о синдроме сообщает только врач или
только учитель), распространенность ГРДВ оценивается выше, по сравнению с исследованиями,
учитывающими согласованные сообщения (когда проявления синдрома одновременно фиксируют
родители, врачи и учителя) (N. M. Lambert, Sandoval & Sassone, 1978).
Гендерные различия
ГРДВ встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. По общим оценкам, у детей в возрасте 6-12
лет ГРДВ обнаруживается у 2-3% девочек и у 6-9% мальчиков. К подростковому возрасту общая
частота распространенности ГРДВ и у мальчиков, и у девочек снижается, но мальчики продолжают
преобладать в том же соотношении 2:1 или 3:1. В клинической диагностике возникает еще большая
диспропорция: мальчики превалируют в соотношении 6:1 и выше. Мальчиков с ГРДВ, возможно,
регистрируют чаще, чем девочек, по причине их вызывающего поведения и агрессивности (Szatmari,
1992). Интересно, что когда у девочек также наблюдаются симптомы оппозиционного расстройства,
ГРДВ у них обнаруживают в более младшем возрасте, чем у мальчиков. Это свидетельствует либо о
меньшей терпимости, либо о большей тревоге взрослых, когда нарушения поведения возникают у
девочек (Silverthorn, Frick, Kuper & Ott, 1996).
Возможно, что ГРДВ у девочек распознается и регистрируется значительно реже, поскольку
|