именно у девочек дефицит внимания не всегда сопровождается деструктивными формами поведения,
характерными для мальчиков (McGee & Feehan, 1991). Кроме того, сами диагностические критерии, как
они представлены в Руководстве DSM, и используемые для диагностики ГРДВ, могут быть причиной
статистической гендерной диспропорции. Они разработаны и протестированы в основном на мальчиках
с ГРДВ, и многие из симптомов (например, чрезмерная подвижность или преждевременный ответ в
классе) в общем более присущи мальчикам, чем девочкам. Поэтому для того, чтобы у девочки
зафиксировали ГРДВ, ее поведение должно иметь экстремальные формы проявления и выглядеть
крайне нехарактерным для ее возраста (Barkley, 1996). Таким образом, клинические проявления
симптомов и их формулировка в Руководстве DSM, возможно, и определяют указанную
статистическую гендерную диспропорцию, для более глубокого объяснения которой необходимы
дальнейшие исследования.
ГРДВ у девочек, в общем, изучен хуже, чем у мальчиков, однако эта ситуация постепенно
меняется. У девочек с ГРДВ чаще (по сравнению с их сверстницами без ГРДВ) отмечаются
расстройства настроения, тревожность и кондуктивное расстройство; более низкие IQ и успеваемость;
проблемы, связанные с социальным взаимодействием (Biederman et al., 1999). При сравнении мальчиков
и девочек с ГРДВ обнаруживается, что характер проявления симптомов, степень их тяжести,
распространенность заболевания в семье и результаты лечения у обоих полов схожи (Faraone et al.,
2000; Silverthorn et al., 1996). Гендерные различия заключаются в том, что у мальчиков наблюдается
более высокая гиперактивность, им более свойственны агрессия и асоциальное поведение, у них
возникают более серьезные нарушения ведущих функций, в то время как у девочек чаще
обнаруживаются интеллектуальные нарушения (Gaub & Carbon, 1997b; Seidman, Biederman, Faraone &
Weber, 1997). Но несмотря на эти различия, ГРДВ является серьезным расстройством, имеющим в
основном схожие характеристики и у мальчиков и у девочек.
<Учителя говорят, что девочки с ГРДВ «как будто витают в облаках». Окружающие могут не
замечать или игнорировать ГРДВ у девочек, если расстройство не сопровождается гиперактивностью и
деструктивным поведением.>
Культурные и этнические различия в оценках распространенности и методах диагностики
ГРДВ
ГРДВ обнаруживается у детей, принадлежащих различным социальным классам, хотя немного
чаще он отмечается в малообеспеченных слоях. Эта разница, как считают, возникает в результате
воздействия характерных для бедных семей стрессовых факторов, которые вызывают сопутствующие
поведенческие проблемы (Szatmari et al., 1989).
ГРДВ выявлен во всех странах мира, где он изучался (Barkley, 1996). Распространенность
заболевания оценивается по-разному: от 2% девочек в Японии (Kanbayashi, Nakata, Fujii, Kita & Wada,
1994) до 20% мальчиков в Италии (O'Leary, Vivian and Nisi, 1985) и до 29% и более мальчиков в Индии
(Bhatia, Nigam, Bohra & Malik, 1991). Эти цифры, без сомнения, отражают разницу в методах
диагностики и отличающихся возрастных и гендерных характеристиках каждой статистической
выборки. Например, оценки распространенности ГРДВ в Англии невысоки, поскольку этот термин
используется только по отношению к тем детям, у которых проявляется чрезмерная моторная
активность, наблюдаемая в различных ситуациях (Pendergrast et al., 1988).
Оценки распространенности могут быть связаны еще и с культуральными нормами детского
поведения и отношением взрослых к проявлению симптомов этого расстройства. В культурах, где
ценится сдержанное и спокойное поведение ребенка (например в Таиланде), симптомы ГРДВ
фиксируются реже, чем в США, поскольку учителя в Таиланде рассматривают их проявление как более
широкую культурную проблему, связанную с воспитанием детей (Weisz, Chayaisit, Weiss, Eastman &
Jackson, 1995). Даже в Соединенных Штатах, где ГРДВ диагностируется у детей всех рас и этнических
групп, оценки распространенности могут зависеть от культуральных различий (D. M. Ross & Ross,
1982). Ясно лишь, что ГРДВ универсальный феномен, который во всех культурах встречается чаще у
мальчиков, чем у девочек.
Течение заболевания и его последствия
В следующих разделах мы опишем динамику изменения симптомов ГРДВ в процессе развития
(Campbell, 2000а), проиллюстрировать которую может биография Алана, которому сейчас 35 лет. Ему
|