поставили диагноз ГРДВ, когда он учился в первом классе.
Неугомонный Алан.
Наша няня утверждает, что с 4-х месяцев я уже
научился садиться, чтобы смотреть
телевизор. Еще не умея ходить, я мог так быстро передвигаться на четвереньках, что бедная няня
едва успевала меня догнать. Я носился по всему дому забирался повсюду создавая страшный
беспорядок, и вскоре мама поняла, что меня ни на минуту нельзя оставлять одного. Я не любил играть
со своими игрушками, а предпочитал исследовать все самостоятельно (адаптировано из Murray 1993).
Младенчество. Складывается впечатление, что ГРДВ может быть врожденным (некоторые
матери отмечали, что уже в утробе их ребенок был так активен, что, толкаясь ножками, причинял им
сильную боль). Однако мы не можем описать, как проявляется это расстройство в младенчестве,
поскольку до сих пор еще не разработаны точные методы диагностики ГРДВ до трехлетнего возраста.
Как правило, родители детей с ГРДВ сообщают о том, что в младенчестве у их ребенка был трудный
темперамент. Они говорят, что он был крайне активный, непредсказуемый, чрезмерно или недостаточно
чувствительный к стимулам, раздражительный; отмечаются также нарушения сна и питания. Хотя эти
утверждения указывают на раннее проявление ГРДВ, их нельзя трактовать однозначно по двум
причинам. Во-первых, на воспоминания родителей могут влиять возникающие позднее трудности
воспитания. Во-вторых, у большинства неспокойных младенцев ГРДВ не развивается. Хотя «трудный»
темперамент в младенчестве может быть связан с некоторыми нарушениями развития, его нельзя
рассматривать как самостоятельный признак раннего проявления ГРДВ.
Алан: Отверженный всеми.
Уже в детском саду я испытывал одиночество. Сверстники не принимали меня в свою
компанию,
а воспитатель постоянно отправлял в угол, чтобы я самостоятельно возился со своими
игрушками. Отверженный всеми, я не имел друзей и никак не мог понять, чем я отличаюсь от
остальных детей (адаптировано из Barkley, 1995).
Дошкольный возраст. ГРДВ обнаруживают у детей в возрасте 3-4 лет, когда с нарастающей
интенсивностью начинают проявляться симптомы гиперактивности-импульсивности (Hart, Lakey,
Loeber, Applegate & Frick, 1996). Такие дети совершают необдуманные и непредсказуемые поступки,
беспорядочно перескакивают от одного занятия к другому, стремятся достичь моментального
результата, быстро теряют интерес к привлекшему их внимание стимулу, бурно и неадекватно
реагируют на обычные повседневные события (Barkley, DuPaul & McMurray, 1990; S. В. Campbell,
1990). Родителям очень сложно справляться с гиперактивными непослушными детьми, поведение
которых может быть к тому же еще агрессивным и вызывающим (Mash & Johnson, 1982). Дети с ГРДВ
причиняют много беспокойств в детском саду. Они бесцельно слоняются по группе, без умолку
болтают и мешают занятиям других детей. Дошкольники, у которых отмечается устойчивый паттерн
гиперактивного-импульсивного и оппозиционного поведения на протяжении не менее года, по всей
видимости, имеют ГРДВ. Чаще всего их трудности сохраняются и в начальной школе.
Алан: Я ничего не мог сделать правильно.
На первом родительском собрании моя мама не услышала ничего хорошего. Учительница
жаловалась ей на то, что я ничего не слушаю, бесконечно точу свои карандаши и по пять раз за урок
бегаю в туалет А в третьем классе все вообще пошло под откос. Я ничего не мог сделать правильно,
хотя очень старался. А учительница все писала в моих тетрадках: «Переписать заново», «Не
выполнил задание», «Неправильный ответ». Мне казалось, что я ей просто неприятен. Она была очень
строгой, почти никогда не улыбалась и всегда следила за мной (адаптировано из Barkley, 1995).
Начальная школа. Симптомы невнимательности обнаруживаются у детей в возрасте от 5 до 7
лет, становясь особенно заметными, когда ребенок идет в школу (Hart et al., 1996). Урок, требующий
настойчивости и непрерывного, целенаправленного внимания, становится тяжелым испытанием для
таких детей. Неудивительно, что именно в это время у них обнаруживается ГРДВ и возникает
необходимость оказания профессиональной помощи. Симптомы невнимательности продолжают
проявляться и в средних классах, приводя к низкой успеваемости, отвлекаемости, плохой
организованности, проблемам при переходе из класса в класс и трудностям в социальном
|