и ее семьей должно случиться какое-то несчастье. Ее мама вспомнила, как в третьем классе
Джорджина возвращалась домой и жаловалась, что «ей нужно закончить одну вещь, но она, видимо,
не сумеет» или что «она знает что обязательно забудет что-нибудь, поэтому должна постоянно об
этом думать». Мать поведала нам о своей растерянности и тревоге: «Я помню, как уже в
пятилетнем возрасте Джорджина дотрагивалась до вещей и расставляла их определенным образом,
например, чистила зубы в определенной последовательности или перекладывала тетрадки в ранце по
несколько минут. Иногда я замечала, что она снова и снова возвращается в комнату, и ей, по-
видимому, нужно было проверить что-то и разложить вещи по-своему прежде чем она уйдет». Когда
мать Джорджины рассказала об этом семейному врачу то услышала в ответ: «Вероятно, у нее
сейчас такой период, это вроде детского стишка: «будешь скрипеть половицами, у мамы треснет
поясница». Не обращайте внимания, и это прекратится».
Но это не прекратилось. Джорджина придумала еще более сложные ритуалы, связанные с
подсчетом слов и объектов, обычно группами по четыре. Она сказала маме, что ей нужно
пересчитывать вещи и группировать их определенным образом и что только она знает как это нужно
делать. Когда Джорджина пришла ко мне на прием, она сказала, что когда ей что-то говорят или
когда она читает то должна считать слова, группируя их по четыре, а затем составлять из этих
групп все большие и большие группы из четырех составляющих. Она взглянула на груду журналов в
моем кабинете и на книги на полке и совершенно серьезно объяснила, что считает и группирует эти
предметы, пока мы разговариваем! Джорджина постоянно боялась забыть какой-то фрагмент
исчислений или какие-то объекты или быть прерванной, так как ей казалось, что если она не сможет
завершить подсчет с ее родителями или с ней произойдет какая-то ужасная трагедия. Хуже всего
бывает по вечерам, объяснила она, поскольку нельзя засыпать, пока счет не закончен, а на это может
уйти много времени (обычно несколько часов, как пояснила ее мать). Нетрудно догадаться, что
дневные ритуалы подсчета отрицательно сказались на успеваемости девочки и ее отношениях с
друзьями. Мама показала мне ее табель: успеваемость Джорджины по нескольким предметам
снизились с вполне высокой до почти неудовлетворительной (адаптировано из Piacentini & Graae,
1997).
<Странный ритуал подсчета был у Джорджины симптомом обсессивно-компульсивного
расстройства.>
Как бы вы охарактеризовали проблему Джорджины? Можно ли сказать, что это эмоциональная
проблема? Проблема
обучения? Какое-то нарушение в развитии? Не мог ли вызывать эти странные
ритуалы какой-то фактор в ее окружении или же, вероятнее, что она реагирует на какие-то внутренние
процессы, которые нам не известны? Будет ли она и дальше вести себя подобным образом, и если да, то
чем мы можем ей помочь?
Когда родители обращаются за помощью или советом, они часто задают вопросы о поведении
ребенка, аналогичные этим, и, разумеется, хотят знать, каков может быть дальнейший ход событий и
выход из сложившейся ситуации. Кроме того, эти вопросы дают представление о направлениях
исследований в области детской психопатологии: определение составляющих нормального и
патологического поведения у детей разного возраста и пола; идентификация причин и коррелятов
патологического поведения детей; составление долговременных прогнозов в случае различных детских
проблем; разработка и оценка методов лечения и/или профилактики патологического поведения детей.
Выбор способа описания отклонений, проявляющихся у детей, и вреда, который подобные
отклонения могут нанести, часто является первым шагом к пониманию характера проблем ребенка. Как
мы увидим в главе 7 («Тревожные расстройства»), поведение Джорджины удовлетворяет
диагностическим критериям обсессивно-компульсивного расстройства. Диагностические
характеристики, правда, далеко не совершенные, говорят очень многое о характере ее расстройства, о
том, как оно может протекать в дальнейшем и какие методы лечения могут оказаться эффективными.
Трудности Джорджины служат иллюстрацией для описания важных особенностей, отличающих
большинство детских и подростковых расстройств:
-
Когда просят помочь детям, часто бывает неясно, кому на самом, деле нужно помочь. Дети
обычно попадают в поле зрения специалистов вследствие беспокойства взрослых родителей,
педиатров, учителей или школьных учителей, и сами дети могут не иметь возможности выбора в
подобной ситуации. Это имеет важное значение для понимания того, как выявляются проблемы детей и
как мы на них реагируем. Сами дети не обращаются за помощью.
-
Часто трудности детей и подростков связаны с несоответствием их развития ожиданиям
|